Учёные изучили развитие неоплодотворенных половых клеток у насекомых

Российские ученые объяснили широкое распространение развития организмов из неоплодотворенных половых клеток у насекомых. Ученые МГУ и Зоологического института РАН в обзорной статье описали типы партеногенетического развития, наблюдаемого в различных группах насекомых. Результаты работы были опубликованы в журнале Journal of Zoological Systematics and Evolutionary Research.

Существует три типа партеногенеза: арренотокия, телитокия и дейтеротокия. Арренотокия – появление из неоплодотворенных половых клеток только самцов – характерна, например, для большинства представителей отряда перепончатокрылых, к которому относятся осы, пчелы и шмели. При телитокии самки появляются из неоплодотворенных яйцеклеток, а самцы отсутствуют. Такой тип партеногенеза свойственен, как правило, не крупным группам, а отдельным видам насекомых, например, некоторым жукам-долгоносикам и чешуекрылым мешочницам. При дейтеротокии из неоплодотворенных половых клеток развиваются организмы и мужского, и женского полов. В частности, дейтеротокию обнаружили у многих орехотворок семейства Cynipidae.

«Многие серьезные вредители сельского и лесного хозяйства, как и их естественные враги из числа насекомых, являются партеногенетиками, и, следовательно, изучение различных сторон партеногенеза необходимо для успешного контроля численности вредных видов. В настоящее время в мировой научной литературе наблюдается резкий рост числа работ, посвященных исследованию экологических, генетических и других аспектов партеногенеза у насекомых. Данная информация нуждается в адекватном и своевременном обобщении и осмыслении, однако различные обзоры, публикуемые по этой тематике, как правило, быстро устаревают», — отметил один из авторов статьи Владимир Гохман.

В качестве основной причины возникновения партеногенеза учёные отмечают сложность поиска половых партнеров при низкой численности популяции, что зачастую обусловлено экстремальными условиями обитания. Становление партеногенеза при высокой плотности популяции может объясняться тем, что при такой численности, особенно у растительноядных насекомых-фитофагов, питающихся на деревьях, очевидно, снимаются многие эволюционные запреты, препятствующие партеногенетическому развитию.

Названы заболевания, которые могут перерождаться в рак