Ученые МГУ заявили об опасности одного из УФ-фильтров в кремах от загара

Химики МГУ обнаружили, что популярный компонент солнцезащитных кремов — авобензон — при взаимодействии с хлорированной водой и ультрафиолетом распадается на вредные химические соединения. Результаты своей работы они представили в журнале Chemosphere.

Авобензон, производное химического соединения дибензоилметана, был запатентован в 1973 году, в 1988 году — одобрен американским агентством Минздрава США FDA, которое занимается контролем качества пищевых продуктов, лекарственных препаратов, косметических средств и табачных изделий.

Компонент может поглощать ультрафиолет в широком диапазоне длин волн и преобразует его в волны другой длины. Сам по себе авобензон безопасен, однако, как выяснили российские химики, после контакта с хлорированной водой, например, на коже человека после посещения бассейна, он распадается на вредные соединения.

Оказалось, что в воде компонент разрушается с образованием двух десятков органических соединений, принадлежащих к классам ароматических кислот и альдегидов, фенолов и ацетофенонов. В числе наиболее токсичных — фенолы и хлорированные ацетофеноны. Последние, в частности хлорацетофенон, входят в состав слезоточивых смесей, которые использует полиция для разгона митингов.

«В целом безопасное соединение трансформируется в воде с образованием более опасных продуктов. Хотя точных токсикологических характеристик для большинства установленных продуктов нет, известно, что ацетофеноны и фенолы, в особенности хлорированные, весьма токсичны», — рассказал один из авторов работы, доктор химических наук Альберт Лебедев.

Хлорирование или бромирование морской воды, как говорят ученые, вызывает еще более широкий перечень продуктов распада авобензона. Если же в воде есть соли меди, которые часто добавляют для красивого голубого цвета, то в больших количествах образуется бромоформ, который может вызвать расстройства печени и почек, а также нарушение работы нервной системы.

В США произвели почти центнер обогащенного урана