Ученые МГУ изучили «омолаживающийся» пульсар в соседней галактике

Астрофизики МГУ изучили сверхмедленный пульсар XB091D, расположенный в одном из древних шаровых звездных скоплений галактики Андромеды. Его компаньоном выступает старая звезда умеренных размеров (0,8 массы Солнца). Сама двойная система имеет период вращения 30,5 часов, а нейтронная звезда – 1,2 секунды. Уже примерно через 50 тыс. лет она ускорится достаточно, чтобы превратиться в обычный миллисекундный пульсар. Результаты исследования были опубликованы в журнале The Astrophysical Journal.

Массивные молодые звезды погибают, взрываясь яркими сверхновыми. При этом их внешние оболочки отбрасываются, а ядро сжимается, превращаясь обычно в компактную и сверхплотную нейтронную звезду. Сильно намагниченные, они быстро вращаются, делая сотни оборотов в секунду, однако теряют энергию вращения и замедляются, испуская узкие потоки частиц.

«Вернуть молодость» пульсару и снова ускорить его вращение может встреча с обычной звездой. Исследование показало, что замедлившаяся нейтронная звезда получила в пару старую звезду миллион лет назад и с тех пор начала медленно восстанавливать свое быстрое вращение.

После образования устойчивой пары нейтронная звезда начинает перетягивать вещество второй, образуя вокруг себя раскаленный аккреционный диск. Вращаясь, нейтронная звезда вспыхивает рентгеновским пульсаром, как маяк, а продолжающее падать на нее вещество придает ей дополнительный импульс, ускоряющий вращение.

По мнению ученых, пульсар XB091D был открыт на самых ранних этапах «омоложения» и оказался самым медленно вращающимся из всех раскручивающихся пульсаров, известных на сегодняшний день. Время полного оборота в 1,2 секунды – это в десять раз медленнее предыдущего рекордсмена.

«В нашей Галактике ни в одном из полутора сотен шаровых скоплений не наблюдается таких медленных рентгеновских пульсаров, – отметил автор исследования Иван Золотухин. – Это говорит о том, что ядро с чрезвычайно плотным расположением звезд в скоплении B091D намного больше, чем у обычного скопления. А значит, мы имеем дело с более крупным и довольно редким объектом – с плотным остатком небольшой галактики, которую некогда поглотила галактика Андромеды. Плотность звезд здесь где-то в десять миллионов раз выше, чем в окрестностях Солнца, и область эта тянется примерно на 2,5 световых года».

Исследование XB091D было проведено совместно с астрономами Обсерватории Кальяри (Италия), Исследовательского центра астрофизики и планетологии НЦНИ (IRAP CNRS) Франции и Университета Тулузы (Франция). Частичное финансирование обеспечили гранты Российского научного фонда.

Россиян предупредили о негативном влиянии перекусов на пищевое поведение