Химики научились определять степени окисления урана в сложных оксидах

Международный коллектив ученых, в состав которого входят химики МГУ, создал методику определения кислородного коэффициента урана в сложных оксидах, впервые используя данные рентгеновской фотоэлектронной спектроскопии (РФЭС). Исследование опубликовано в журнале Inorganic Chemistry.

Ученые под руководством профессора Юрия Тетерина (химический факультет МГУ) разработали метод, позволяющий точно определять кислородный коэффициент урана в сложных оксидах. Информация о степени окисления урана, кислородном коэффициенте в сложных оксидах урана и их ионном составе имеет огромное научное и промышленное значение.

Определение кислородного коэффициента необходимо для создания технологий разработки урановых месторождений, приготовления топлива для атомных реакторов, прогнозирования процессов, сопровождающих распад урана в реакторах, создания матриц для захоронения радиоактивных отходов, развития технологий реабилитации окружающей среды от радиоактивных отходов.

Ученые доказали, что корректная величина кислородного коэффициента не может быть получена на основании информации о величинах интенсивностей линий электронов внутренних уровней. Поэтому для точного определения кислородного коэффициента ученые использовали интенсивность линии внешних электронов. Эта перемена и легла в основу новой методики.

«Наша методика основана на результатах широкого экспериментального и теоретического исследования природы химической связи в оксидах урана, физически обоснована и позволяет получать наиболее корректные результаты», — комментирует результаты работы один из авторов статьи, ведущий научный сотрудник кафедры радиохимии химического факультета МГУ, доктор физико-математических наук, профессор Юрий Тетерин.

Методом рентгеновской фотоэлектронной спектроскопии (РФЭС) изучались как поликристаллические, так и аморфные (не имеющие кристаллической структуры) образцы оксидов урана. Для получения эталонных спектров РФЭС ученые использовали монокристаллические пленки отдельных оксидов урана. Такие спектры необходимы для сравнения с соответствующими теоретическими спектрами и для изучения влияния на них радиационных повреждений образцов. В настоящее время получение таких пленок также является проблемой, которая была решена в опубликованной работе при сотрудничестве с зарубежными соавторами.

Фундаментальная научная задача исследований заключается в определении степени окисления, ионного состава и природы химической связи соединений актинидов на основании параметров тонкой структуры спектров РФЭС их внутренних и внешних электронов.

Результаты работы могут быть использованы на всех этапах получения атомной энергии: от добычи урановой руды до трансмутации выгоревшего топлива, при создании матриц для захоронения радиоактивных отходов, а также для развития технологий реабилитации окружающей среды после техногенных аварий, связанных с радиоактивностью.

В Запорожье зафиксировали повреждение объекта инфраструктуры