Российские ученые нашли способ победить вирус африканской чумы свиней

Российские ученые в сотрудничестве с коллегами из США (Университет Иллинойса, Университет Коннектикута, Университет Небраски) изучили гены, кодирующие белки вируса африканской чумы свиней, и впервые получили антигены, стимулирующие иммунную систему животных и нейтрализующую действие вируса. Результаты работы опубликованы в Journal of General Virology. Исследования поддержаны грантом Российского научного фонда (РНФ).

Работа коллектива под руководством профессора РАН, директора ГНУ Всероссийского научно-исследовательского института ветеринарной вирусологии и микробиологии Российской академии сельскохозяйственных наук (ВНИИВВиМ Россельхозакадемии) доктора ветеринарных наук Дениса Колбасова направлена на изучение возбудителя одной из самых загадочных вирусных болезней – африканской чумы свиней (АЧС), которая вызывает значительные экономические потери в свиноводстве по всему миру.

«Африканская чума свиней — болезнь загадочная, потому что никто в мире до сих пор не может разработать вакцину против этой болезни. Вирус, который вызывает эту болезнь, чрезвычайно вариабелен и гетерогенен. Другая особенность вируса заключается в том, что он заражает домашних животных, в частности свиней, а также размножается в членистоногих (клещах рода Ornithodoros). Два этих «хозяина» делают вирус уникальным с точки зрения его размножения. Для людей вирус африканской чумы свиней не опасен», — говорит заместитель директора ГНУ ВНИИВВиМ Россельхозакадемии основной исполнитель проекта РНФ Александр Малоголовкин.

В работе применялся комплекс методов исследования: генетическая инженерия, биоинформатика, вирусология, а также осуществлялись эксперименты на животных.

На основании полученных результатов был определен и экспериментально подтвержден локус (местоположение) генов (CD2v и С-type lectin), отвечающих за вариабельность вируса. Этот антиген может быть использован для иммунизации животных, тем самым стимулируя иммунный ответ и делая клетку невосприимчивой к данному вирусу. Запуск иммунной системы происходит следующим образом: белки, кодирующиеся антигенами, содержат Т-клеточные эпитопы. Если белок, содержащий Т-клеточные эпитопы, провзаимодействует с лимфоцитами, они его запомнят, и в дальнейшем при заражении опасным (вирулентным) вирусом клетки иммунной системы способны моментально его нейтрализовать. Белки, которые исследуют ученые, содержат большое количество Т-клеточных эпитопов, способных запускать клеточную иммунную защиту.

The Times: Украина будет претендовать на проведение чемпионата мира по футболу