Российские ученые признаны первооткрывателями трех новых химических элементов

Международный союз теоретической и прикладной химии (IUPAC) сообщил об утверждении новых химических элементов Периодической таблицы Менделеева с атомными номерами 113, 115, 117 и 118.

Приоритет в открытии 113-го элемента был признан за коллаборацией института РИКЕН (Япония), 115-го и 117-го — за коллаборацией Объединенного института ядерных исследований (Дубна, Россия), Ливерморской национальной лаборатории (США) и Окриджской национальной лаборатории (США), 118-го элемента — за коллаборацией Объединенного института ядерных исследований и Ливерморской национальной лаборатории.

Синтез 115, 117 и 118-го элементов осуществлен в Дубне в реакциях ускоренных ионов Са-48 с актинидными мишенями. Позднее полученные в Дубне результаты были подтверждены учеными Германии и США.

113-й элемент впервые также был зарегистрирован в ОИЯИ в 2003 году в реакции кальция-48 с америцием-243. Время жизни элемента составляло около секунды. В 2004 году японские ученые из института РИКЕН осуществили первый эксперимент по облучению мишени висмута-209 ускоренными ионами цинка-70, в результате чего также был зарегистрирован изотоп 113-го элемента, просуществовавший несколько миллисекунд.

В целом эксперимент продолжался более десяти лет. За это время было зарегистрировано четыре события синтеза нового элемента. В Дубне за этот же период было зарегистрировано около ста событий рождения элемента 113, более того, были проведены первые эксперименты по изучению его химических свойств. Тем не менее первооткрывателями элемента были названы японские ученые.

Теперь исследователям необходимо направить в IUPAC предложения по названиям новых элементов. Уже было анонсировано предложение назвать 115-й элемент в честь Московского региона — московием.

В 2011 году IUPAC признал за коллаборацией ОИЯИ с Ливерморской национальной лабораторией приоритет в открытии 114-го и 116-го элементов, которые получили названия Flerovium (Fl) и Livermorium (Lv).

Всего за последние 50 лет Периодическая таблица Менделеева пополнилась 17 новыми элементами (102–118), из которых в ОИЯИ синтезировано девять, в том числе за последние десять лет — пять наиболее тяжелых (сверхтяжелых) элементов, замыкающих Периодическую таблицу.

Воздушную тревогу объявили на Украине