21 февраля 2018

 $56.54€69.74

18+

БлогиАлександра Борисова

iPad убьет все

Александра Борисова

В штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже алгебра дружит с гармонией, и масса интересных – научных и ненаучных – людей постоянно собирается с довольно неблагодарной целью, придумать, как сохранить крупицы природы и культуры, исчезающие под натиском прогресса и интересов бизнеса. В этом муравейнике (или даже Вавилонской башне – по числу языков) я и познакомилась с директором Национальной библиотеки Боснии и Герцеговины Изметом Овцыной. Библиотека большая, этакая местная «Ленинка», однако на мой вопрос, как поживает библиотечное дело, почтенный доктор политологии ответил набором банальностей, достойных бабушки из районной детской библиотеки: бумажные книги теряют популярность, люди не ходят в библиотеки. Двигаясь в ногу с прогрессом, его библиотека оцифровывает ценные фонды, однако на это нужны деньги, а прибыли – никакой, люди любят пользоваться бесплатной информацией онлайн. Кто виноват: хайтек, Стив Джобс, совершенный дизайн плоского легкого iPad?

Так или иначе, под действием парижской атмосферы и обоюдного увлечения идеями Виктора Гюго о книгопечатании (известными внимательному читателю «Собора Парижского богаматери»), мы пустились в параллели между веком XV и XXI.

Когда-то книга убила собор, а теперь iPad убивает книгу.

Сейчас это сложно представить, но до изобретения книгопечатания Иоганном Гутенбергом в середине XV века чтение было уделом единиц. Книги были рукописными, а соответственно – чрезвычайно редкими и дорогими. Обучать грамоте массы людей даже не было смысла: читать было фактически нечего – разве что Библию в церкви. Изобразительное искусство, скульптура, архитектура имели куда больше шансов быть «услышанными», найти свою аудиторию, нежели печатное слово. Неграмотные крестьяне знали священное писание по церковной скульптуре, сюжетам церковных витражей. Недаром изображения святых обрамлялись эпизодами из житий. Камень был самым надежным способом увековечить свои мысли и донести их до людей – и это почти в одночасье изменилось с изобретением книгопечатания.

«Вот это убьет то. Книга убьет здание», с горечью говорит герой Виктора Гюго, ученый священник Клод Фролло в «Соборе Парижской Богоматери».

А вслед за этим Гюго рассказывает о том, как изменилась архитектура, перестав быть главной «трибуной» человеческой мысли – именно печатное слово стало самым действенным способом распространения идей. При этом книгопечатание, подчеркнем, было чисто технологическим усовершенствованием – и письменность, и литература существовали задолго до него, однако это тот случай, когда количественное изменение со временем перешло в качественное.

Сегодня электроника вытесняет книги.

Компьютеры появились не вчера, однако планомерно развиваясь, информационные технологии вторглись в нашу жизнь и уже привели к ряду качественных изменений – повсеместной мобильной связи, интернету. Их победное шествие теперь грозит владычице последних столетий – печатной книге, которая сама «убила архитектуру». Чем это обернется? Очевидного ответа пока нет.

Наверное, книги станут безгранично доступны онлайн всем и каждому – особенно это касается памятников классической литературы, на которые уже не действуют ограничения авторского права, то есть их бесплатное скачивание вполне законно. Классические библиотеки уйдут в небольшие отраслевые ниши как хранилища редкой профессиональной литературы.

Впрочем, и редкие книги могут перейти из бумажного формата в электронный – Google уже заключила соглашение об оцифровке фондов пяти крупнейших библиотек США и Великобритании, а к концу десятилетия и вовсе обещает оцифровать все 130 млн существующих в мире книг. То есть реальный поход в библиотеку может быть заменен визитом на ее веб-сайт; электронный абонемент заменит бумажный. IT может дать нам такие возможности, какие никогда не предоставляли обычные библиотеки – осмотреть рукопись Леонардо так точно, как если бы мы держали ее в руках.

Что касается новой информации, она уже активно поступает в виде фото и видео. Каждый может стать виртуальным свидетелем событий, а потому под вопросом оказывается сама словесная форма передачи информации.

Проза - «очевидец», уходя, может прихватить с собой и поэзию. Образное словесное описание заката все чаще заменяет качественное фото, размещенное в социальной сети с коротким невразумительным комментарием.

Возможно, недалек тот день, когда новый Гюго возвестит нам о том, что iPad убил книгу. Только его сообщение будет передано не в печатном слове, а в какой-то совершенно новой форме. Может, видеоблоге? Кстати, в первый раз я читала «Собор Парижской Богоматери» еще как бумажную книгу, а второй – уже с помощью e-Book. Ceci tuera cela.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

  • Livejournal

Уважаемые читатели! В связи с последними изменениями в российском законодательстве на сайте «Газеты.Ru» временно вводится премодерация комментариев.

Новости СМИ2
Новости СМИ2
Новости net.finam.ru
РАНЕЕ: