24 февраля 2018

18+

БлогиАлександра Борисова

Квест, который лопнул

Александра Борисова

За последний месяц миру пришлось отказаться от двух научных сенсаций последних лет – сверхсветовых нейтрино и жизни, использующей ядовитый мышьяк вместо фосфора в ДНК.

Посягнуть на самое основы современной биологии и современной физики (заложенные Эйнштейном!) было крайне соблазнительно, да и проделанный для этого путь казался вполне достойным большой задачи квестом.

В одном случае «космическая» группа из NASA в поисках внеземной жизни устремила взоры на Землю, придумала идею близкого к фосфору мышьяка, нашла самое «мышьяковое» место на планете и даже выудила подходящих модельных обитателей. В другом случае с помощью новейшей техники измеряли скорость нейтрино, путешествующих через земную твердь из самого Большого адронного коллайдера навстречу гигантскому четырехтысячетонному детектору в недрах скалы Гран-Сассо. Тяжелая артиллерия, выдающиеся результаты, все так?

Так, да не так. Все острова давно открыты, и предел скорости света, как и остаток фосфорной кислоты в ДНК – не абстрактная гипотеза, а глубоко логически обоснованные факты. Скорость света постоянна и не зависит от системы отсчета, а мышьяк – широко известный яд, старый как мир, а не остовной элемент для генома. Правда, здесь показательна реакция авторов открытий. Физики из эксперимента OPERA сразу допускали ошибку эксперимента, отказались от официальной публикации и всячески призывали мировое сообщество к разнообразным перекрестным тестам для проверки результата. Хотя общественное давление стоило позиции руководителю эксперимента Антонио Эредитато, нельзя не признать, что ученые действовали в полном соответствии с научной этикой, не пытались скрыть данные или увильнуть от проверки. В результате

спорный факт был проверен в рекордные для такого масштабного эксперимента сроки, и «сенсация» не прожила и года.

Ставшая в одночасье звездой Фелиса Вольфе-Симон и ее коллеги-открыватели «мышьяковой жизни», напротив, не торопились с опровержениями, хотя самая серьезная и авторитетная критика работы появилась буквально сразу. Обоснованность этой критики косвенно подтверждает и тот факт, что падкий на сенсации журнал Science (который и опубликовал спорную работу), не назвал ее в числе открытий 2010 года (breakthrough of the year). Тем не менее, группа выступила с официальным опровержением своих результатов, лишь спустя более чем полтора года после публикации исходной статьи, дождавшись того, чтобы шум улегся. В противовес печальной истории ни в чем не повинного Антонио Эредитато, здесь головы не полетели: группа профессора Ариэля Анбара здравствует и процветает в стенах Университета штата Аризона, а сама Фелиса Вольфе-Симон работает не где-нибудь, а в Национальной лаборатории им. Лоуренса в Беркли. Однако оставим вопросы научной морали их европейским и американским работодателям.

Что же все это значит? Времена больших научных открытий прошли? Отнюдь.

И в биологии сегодня продолжаются чрезвычайно важные и действительно фундаментальные исследования, например, механизмов транскрипции и трансляции ДНК. На Большом адронном коллайдере наконец открыли бозон Хиггса (или не совсем бозон Хиггса, но тоже что-то принципиально важное, позволяющее, в конце концов, понять, откуда у нас всех берется масса). С помощью фемтосекундных лазеров ученые – шутка ли – фотографируют отдельные вирусы. Изобретаются все новые и новые методы изучения экзопланет.

Штука в том, что в мире еще есть много чего непознанного, но для познания этого нужна кропотливая работа иногда сотен ученых, сложные высокоточные установки, где цена ошибки очень высока и высочайшая степень ответственности за свою работу, свои результаты.

Эксперимент OPERA показал свою способность работать в современной науке – в общем-то, «сверхсветовые нейтрино» были лишь побочным продуктом действительно важного исследования нейтринных осцилляций – перехода из одного типа нейтрино в другое. Ошибка найдена, работы, чрезвычайно важные и полезные для физики частиц, продолжаются. История с мышьяковой жизнью – прямо перпендикулярная: яркая гипотеза с не очень аккуратно подобранными доказательствами по принципу «выстрелит-не выстрелит».

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

• Livejournal

Уважаемые читатели! В связи с последними изменениями в российском законодательстве на сайте «Газеты.Ru» временно вводится премодерация комментариев.

Новости СМИ2