Нарастили теломеры: ученые обратили старение вспять

Ученые открыли способ продления жизни

Кислородная терапия помогает омолодить организм, полагают израильские ученые. С помощью гипербарической оксигенации им удалось увеличить длину теломер и уменьшить количество состарившихся клеток в организме добровольцев. Однако метод еще предстоит изучить на большем количестве людей.

Омолодить организм и продлить жизнь можно с помощью кислородной терапии, считают ученые из Тель-Авивского университета. Исследование было опубликовано в журнале Aging.

Теломеры — концевые участки хромосом, которые защищают ДНК и укорачиваются по мере старения организма. Длина теломер связана с продолжительностью жизни и состоянием здоровья —

короткие теломеры ассоциированы с повышенным риском раковых заболеваний, болезней сердца, слабоумием.

Также с возрастом в организме накапливаются состарившиеся клетки, уже не способные к делению. Этот процесс называется клеточным старением. Стареющие клетки могут влиять как на соседние клетки, так и на весь организм, и это влияние в основном отрицательное. Потеря способности клетки к делению связана с укорачиванием теломер.

Участниками исследования стали 26 добровольцев в возрасте около 68 лет, которые в течение трех месяцев по пять дней в неделю проходили 90-минутные сеансы в гипербарической камере, где их организм насыщался кислородом под высоким давлением. Ранее уже было известно, что определенные протоколы гипербарической терапии положительно сказываются на росте новых сосудов и нервных клеток, улучшают работу мозга здоровых пожилых людей, но возможное воздействие на теломеры и состарившиеся клетки не изучалось.

«Эксперимент NASA с близнецами, в котором один из них отправился в космос, а другой остался на Земле, продемонстрировал значительную разницу в длине их теломер, — говорит профессор Шай Эфрати, соавтор исследования. — Мы поняли, что изменения во внешней среде могут повлиять на клеточные изменения, которые происходят в процессе старения ».

Ученые собрали образцы крови испытуемых до начала лечения, после первого и второго месяцев испытания и через две недели после его окончания. Ни у одного из пациентов не было изменений в образе жизни, диете или приеме лекарств на протяжении всего исследования, но анализ крови показал значительное увеличение длины теломер их клеток и уменьшение количества состарившихся клеток.

По сравнению с началом исследования, теломеры участников удлинились в среднем на 20%, а число состарившихся клеток уменьшилось на 37%.

Такими тела участников на клеточном уровне могли быть 25 лет назад, отмечают авторы работы.

«Поскольку укорочение теломер считается «Святым Граалем» биологии старения, широко изучаются разнообразные фармакологические и экологические способы воздействия на них в надежде удлинить теломеры, — говорит Эфрати. — Значительное увеличение длины теломер, показанное в нашем исследовании, дает научному сообществу новую основу для понимания того, что старение действительно можно обратить вспять на клеточном уровне».

«На сегодняшний день было известно, что изменение образа жизни и интенсивные упражнения немного замедляют ожидаемое сокращение длины теломер. Однако в нашем исследовании примечательно то, что всего за три месяца гипербарической оксигенации мы смогли достичь такого значительного удлинения теломер — со скоростью, намного превышающей любые доступные в настоящее время вмешательства или изменения образа жизни», — делится нейрохирург Амир Хаданни, один из авторов работы.

Хотя результаты кажутся довольно впечатляющими, исследование проводилось на небольшой группе людей и его еще предстоит повторить на большей выборке.

Кроме того, неизвестно, как надолго сохранится эффект. Тем не менее, метод выглядит многообещающим и заслуживающим дальнейшего изучения.

Ранее американские ученые предположили, что вряд ли людям удастся прожить больше 125 лет. Такой вывод они сделали на основе анализа известных долгожителей мира.

Исследователи использовали данные, взятые из базы данных о смертности (Human Mortality Database, HMD). Они предположили, что пределов продолжительности человеческой жизни нет (либо мы еще нескоро их достигнем), то и возраст долгожителей должен со временем увеличиваться. Однако, например, в Швеции более чем за 100 лет не произошло практически никаких изменений по этому показателю: в 1860-х годах самому старому человеку на момент смерти был 101 год, в 1990-х — 108. Да и в 88% из рассмотренной 41 страны наибольшая продолжительность жизни была достигнута в 1980-е и с тех пор не менялась.

Со времени смерти Жанны Кальман, самой старой женщины, достоверно прожившей 122 года, максимальная продолжительность жизни и вовсе снизилась: если с 1968 по 1994 год она возрастала на 0,15 года ежегодно, то за период с 1995 до 2006 уменьшалась ежегодно на 0,26 года.

При этом число пожилых людей по всему миру возросло.

Продолжительность жизни сильно зависит от вида, однако внутри него она практически фиксирована, поясняют исследователи. По всей видимости, человечество уже близко к своему пределу, и без дальнейших прорывов в области биомедицины перешагнуть этот рубеж не удастся.