В СССР с туберкулезом: что скрывала слюна Оруэлла

В письме Оруэлла в СССР найдены следы туберкулеза

Британский писатель Джордж Оруэлл заразился туберкулезом в испанской больнице, куда попал после ранения в 1937 году — это установила международная группа исследователей, изучив следы бактерий в его письме советскому редактору. Автор работы Глеб Зильберштейн поделился с «Газетой.Ru» деталями исследования.

В январе 1950 года умер британский писатель Джордж Оруэлл, автор всемирно известной антиутопии «1984» и повести «Скотный двор». Причиной смерти стал туберкулез. Оруэлл заразился им в 1937 году после того, как его во время гражданской войны в Испании ранил в горло снайпер.

Международная группа исследователей из Миланского университета, Миланского технического университета и израильской компании Spectrophon проанализировала письмо Оруэлла, отправленное советскому редактору спустя месяц после ранения. С помощью специальных экстракционных пленок они смогли получить с его поверхности следы палочки Коха и других микобактерий туберкулезного комплекса. Они оказались идентичны тем, что встречались в испанских больницах во время лечения Оруэлла — очевидно, именно там он и заразился сгубившей его болезнью.

О деталях опубликованного в журнале Electrophoresis исследования и потенциале использования экстракционных пленок во многих отраслях, включая судебную экспертизу, «Газете.Ru» рассказал один из авторов работы, Глеб Зильберштейн.

— Год назад вы занимались болезнями Казановы. Как вы пришли к идее изучить туберкулез Оруэлла? Были ли тут какие-то белые пятна?

— Мы занимаемся изучением микрофлоры, метаболитов человека и других биохимических следов, оставшихся на страницах рукописей, корреспонденции и личных вещах исторических личностей — это позволяет получить объективную информацию о человеке, периоде времени и среде, окружавшей автора. К идее изучить корреспонденцию Оруэлла после и во время Гражданской Войны в Испании мы пришли в связи с необходимостью понять его реальное состояние здоровья и сверить типы туберкулеза из испанских госпиталей с тем, которым болел Оруэлл.

Война в Испании была последней современной войной без пенициллина и антибиотиков. Поэтому смертность от инфекций после ранений была очень высокой. В российских, британских и испанских архивах хранится большое количество документов медицинских служб интернациональных бригад. Поэтому недостатка в материале не было. До проекта по изучению туберкулеза Оруэлла мы исследовали туберкулез и причины смерти Антона Чехова. Работа велась совместно с Музеем А.Чехова в Мелихово. Результаты опубликованы в журнале «Протеомикс».

Изучение туберкулеза до эры антибиотиков — очень важное направление.

Поиск и анализ следов в корреспонденции дает возможность очень эффективно получать молекулярную информацию об инфекциях прошлого. Это важно для медицины, фармацевтики, истории и других областей.

«Белых пятен» в биографии Оруэлла достаточно много. Например, много документов, касающихся Оруэлла, его жены и товарищей по оружию, оказывается, хранится в российских архивах (например, в Российском государственном архиве социально-политической истории). Историкам неплохо бы обратить внимание на эти документы. В российских архивах просто сокровищница совершенно поразительных документов Коминтерна и Интернациональных бригад. Например, архивы троцкистских организаций не очень тщательно изучены и до сих пор не разобраны.

— Что за письмо, которое вы обнаружили, о чем оно и кому написано?

— Это единственное письмо Оруэлла в СССР. Его получателем был Сергей Сергеевич Динамов (настоящая фамилия Оглодков, 16 сентября 1901, Москва — 16 апреля 1939) — советский литературовед, шекспировед, редактор журнала «Иностранная литература». Арестован 26 сентября 1938 года. Осужден Военной коллегией Верховного суда СССР 15 апреля 1939 года по обвинению в участии в контрреволюционной террористической организации. Расстрелян и похоронен на спецобъекте «Коммунарка» в Московской области 16 апреля 1939 года. Реабилитирован 19 мая 1956 года. Оруэлл отправил ему письмо о разрыве отношений с СССР, разочаровавшись в действиях СССР во время Гражданской войны в Испании.

— Где хранилось письмо и как вам его выдали для анализа?

— Письмо хранится в Российском государственном архиве литературы и искусства. На анализ нам его выдали по распоряжению директора РГАЛИ Татьяны Горяевой (на данный момент покинула этот пост) и замдиректора Злобиной Галины.

— В чем заключается метод исследования? Есть ли у него какие-то аналоги? Можно ли использовать полученные с его помощью данные для восстановления РНК/ДНК?

— Изначально метод ориентировался на экстракцию пептидов и протеинов для анализа на масс-спектрометре «Орбитрэп».

Экстракция биомолекул проводится с помощью специальных полимерных пластинок, которые работают как очень эффективная биохимическая «промокашка».

Процесс экстракции и материалы не требуют никакой специальной профессиональной подготовки, кроме точного соблюдения инструкций. После экстракции и масс-спектрометрического анализа проводилось обработка полученных данных на биоинформатическом программном обеспечении SwissProt и UniProt, разработанном в Гентском университете в Бельгии. Это программное обеспечение общедоступно для изучения данных о типе организмов при масс-спектрометрических исследованиях состава пептидов. В нашем случае оно помогло установить, какому виду микробов (возбудителей туберкулеза) соответствуют пептиды, обнаруженные в результате проведенного масс-спектрометрического анализа.

Экстракционные пленки «EVA» успешно используются для неинвазивного отбора проб ДНК, РНК и следовых количеств металлов (наш проект по анализу манускриптов Кеплера, в которых мы нашли следы «алхимических» металлов).

Для анализа ДНК и РНК мы используем ПЦР и секвенирование. В случае с ДНК и РНК полимерные пленки — очень эффективное средство для отбора проб для мониторинга коронавируса. Одной из проблем в анализе на коронавирус является малое количество пробы. С помощью «EVA» удается очень сильно повысить эффективность пробоотбора и улучшить качество анализа.

— Что удалось обнаружить?

— В случае письма Оруэлла мы нашли шесть белков, характерных для возбудителей туберкулеза из определенных республиканских больниц в Испании.

— Как определить — действительно ли это были микобактерии Оруэлла или они попали на бумагу от сотрудника архива либо другого исследователя?

— Это пептидные и протеиновые следы возбудителей туберкулеза из испанских госпиталей. Также мы анализировали следы слюны с помощью анализа ДНК. Результаты совпали с данными о ДНК Оруэлла из других источников.

Еще один интересный проект — проверка следов Рамона Меркадера, убийцы Льва Троцкого. После освобождения из мексиканской тюрьмы он стал работником Архива Института Марксизма-Ленинизма. Меркадер как архивариус нанес «второй удар ледорубом» по троцкисткому движению через работу по обработке архивов интербригад, Коминтерна и троцкистских организаций.

— Насколько древние объекты можно изучать таким образом?

— Сейчас активно развивается область палеопротеомики. Исследователи изучают белки из костей динозавров, насекомых из янтаря — этим объектам десятки миллионов лет. Мы сейчас опубликовали статью с исследованием египетской мумии возрастом 4000 лет. Самое поразительное, что удалось найти бактерии, которые разлагают нефть и пластик. То есть египетская мумия с бальзамирующими веществами выступила как биореактор в эволюционных процессах мутаций микробов. В результате мутаций за это время возник такой штамм бактерий, который не повредил мумию, но оказался способен разрушать нефть или пластик. Биологи ищут уникальную микрофлору в Мировом океане, Антарктиде и других экосистемах. В нашем случае такой экосистемой вдруг оказалась египетская мумия из Египетского музея в Турине.

В шутку можно сказать — фараоны прокляли современное загрязнение природы пластиком.

Также одно из наших направлений — молекулярная палеонтология. В этой области возраст объектов исследований составляет десятки тысяч лет.

— Какие перспективы открывает исследование? Где еще можно использовать этот метод, кроме работы с историческим наследием? Возможно, в судебной экспертизе?

— Судебная экспертиза и биобезопасность — это также области, где наш метод востребован. Для медицины — биопсия без среза или выщипывания ткани. Метод будет полезен в сельском хозяйстве и пищевой индустрии.

— Каковы дальнейшие планы? Что еще ваша команда собирается или хотела бы изучить?

— Мы начали важный проект по анализу бортовых журналов судов, перевозивших черных рабов из Африки в США. Это нужно для получения объективной информации о пище, заболеваниях и условиях, царивших на этих кораблях. Такая информация важна для понимания циркуляции инфекций между Старым и Новым Светом. Мы работаем с архивами голландских компаний, занимавшихся работорговлей.

Было бы интересно найти записи о дарении Абрама Ганнибала, предка Александра Пушкина, Петру Первому. Вероятно, они хранятся в одном из таких архивов. Мы ищем и такие записи.

— В списке авторов указана россиянка Яна Саравайская. Каков был ее вклад в работу? Планируется ли сотрудничество с другими российскими специалистами?

— Яна Аркадьевна Саравайская осуществляла всю работу по отбору проб с письма Оруэлла, переговорам, контактам и сотрудничеству с РГАЛИ. Мы постоянно работаем с российскими специалистами из разных организаций — например, Музей Чехова в Мелихово, Архив РАН, Государственный Эрмитаж, Зоологический Музей.