Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

Как стать Гомером Симпсоном

Ученые доказали существование «эффекта Гомера Симпсона»

Екатерина Шутова 02.05.2015, 12:58
Wikimedia Commons

«Эффект Гомера Симпсона» существует и не дает человеку запоминать схожие события, уверяют британские ученые.

Гомер Симпсон не является неврологом, но явно имеет некоторое представление о том, как работает мозг. В одном из эпизодов сериала культовый персонаж объяснил своей жене Мардж, почему он не видит смысла учиться: «Каждый раз, когда я учу что-то новое, это новое выталкивает старую информацию из моего мозга. Помнишь, как-то я пошел на курсы по изготовлению домашнего вина и забыл, как водить автомобиль?»

Команда британских ученых из Бирмингемского университета выяснила, что «эффект Гомера Симпсона» действительно существует. В работе, опубликованной в журнале Nature Neuroscience, исследователи выдвинули предположение, что акт запоминания новой информации может помешать человеку вспомнить схожие события или сделать воспоминания о них совершенно недоступными.

И если в 1994 году британские нейробиологи выяснили, что запоминание может привести к забыванию старой информации и что, возможно, это происходит из-за подавляющего сигнала из лобной коры, который «убивает» схожие воспоминания, то на протяжении последующих лет доказательства этому найти не удавалось.

Одна из причин заключается в том, что с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ) сложно отличить друг от друга участки активности мозга, связанные с соответствующими воспоминаниями.

В рамках последнего исследования Мария Вимбер, автор проекта, и ее коллеги отобрали 24 здоровых волонтера, чья визуальная память тестировалась посредством следующего упражнения: участникам показывали слова, каждое из которых соотносилось с парой изображений. Например, слово «песок» было показано с изображением Мэрилин Монро, а затем с изображением шляпы. После этого исследователи сканировали мозг участников, выполняющих упражнение по восстановлению ассоциаций: они видели одно из продемонстрированных ранее слов и должны были соотнести его с первой картинкой, с которой у них ассоциируется это слово.

Ученые хотели отследить и сравнить изменения в памяти участников относительно тех изображений, которые их просили запомнить, и тех, что не просили.

Они предположили, что «сигнальные» слова будут активировать участки мозговой активности для обоих ассоциированных изображений и что процесс вспоминания одного изображения приведет к активации механизмов, которые подавляют память о «конкурирующем» изображении.

Для того чтобы это проверить, ученые просканировали мозг участников еще раз, демонстрируя им половину изображений, виденных ими ранее, перемешанных случайным образом с другими аналогичными изображениями. Таким образом, с помощью специально разработанного программного обеспечения для анализа данных фМРТ они сумели идентифицировать участки мозговой активности, отвечающие за те или иные вспоминаемые изображения.

Анализ данных, полученных в ходе сканирований, подтвердил прогнозы исследователей. В процессе вспоминания слова демонстрировались несколько раз, заставляя участников неоднократно вспоминать правильное изображение и усиливать эти воспоминания.

Затем исследователи обратили свой взор на префронтальную кору, части которой были определены в качестве вероятного источника механизма вертикального управления, который обнаруживает и подавляет «мешающие» воспоминания. В поддержку этой идеи они определили небольшую область вентролатеральной префронтальной коры, связанной с подавлением конкурирующих участков активности.

В ходе процесса вспоминания активность в этой зоне мозга постепенно снижалась при повторном показе напоминающих слов, по-видимому, потому, что воспоминания усиливались каждый раз, так что задача подавления конкурирующих воспоминаний становилась более простой.

Вимбер и ее коллеги говорят, что их выводы убедительно свидетельствуют о том, что процесс запоминания приводит к забыванию, подавляя активность мозга, кодирующую схожие воспоминания. Они считают, что это адаптивный механизм, который увеличивает вероятность того, что мы успешно кодируем и запоминаем только самую важную информацию. Вертикальный префронтальный контроль памяти, судя по всему, не работает при шизофрении и синдроме дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).