Мумии расстреляли из дробовика

Мумия XVIII века помогла ученым понять особенности современного туберкулеза

Как исследования мумий помогают найти способ бороться с современными болезнями, рассказывает отдел науки «Газеты.Ru».

Мумифицированные тела привлекают не только режиссеров высокобюджетных голливудских блокбастеров, но и исследователей, которые убеждены, что мумии помогают идентифицировать болезни, от которых человечество страдает уже не одну тысячу лет. Мумификация способствует сохранению мягких тканей тела, которые в противном случае давно бы разложились. А вместе с ними сохраняются вирусы и бактерии, ставшие причиной смерти человека.

Команда исследователей из Уорикского университета любит проводить время с мумиями. Недавно ученые исследовали пораженные туберкулезом мумифицированные тела, найденные в 200-летнем склепе Доминиканской церкви в венгерском городе Шопроне, известной также под наименованием Козья церковь.

Ученые попытались понять, как взаимосвязаны и чем отличаются туберкулез современный и туберкулез XVIII века.

Соответствующую статью они опубликовали в журнале Nature Communications. Ранее ученым из Уорикского университета удалось восстановить геном возбудителя бруцеллеза бактерии Brucella melitensis, ДНК которой была выделена из 700-летних костных останков, найденных во время раскопок в средневековой сардинской деревне. Также команда ученых предложила новый подход к диагностике туберкулеза, основанный на секвенировании ДНК, выделенной из мокроты пациента.

Теперь же исследователи выяснили, что натурально мумифицированные тела богатых католиков, скончавшихся в конце XVIII — начале XIX века, содержат 14 геномов туберкулеза.

Используя метод дробовика — дробления генома на случайные фрагменты, а затем определения их нуклеотидной последовательности, — команда исследователей выяснила, что три столетия назад люди были поражены не одним типом туберкулеза, как сейчас, а несколькими.

В частности, ученые обнаружили доказательства родственной связи между штаммами, поразившими мать средних лет и ее взрослую дочь. Их исследователи изучили уже в виде мумий и предположили, что обе погибли от туберкулеза.

По мнению исследователей, смешанные инфекции, когда человек «носит в себе» более одного типа туберкулеза, были распространены в Европе XVIII века. Анализируя обнаруженные штаммы болезни, команда исследователей предположила, что их корни ведут в поздний римский период.

Исходя из гипотезы, выдвинутой учеными, последний общий предок всех типов туберкулеза появился сравнительно недавно, всего 6 тыс. лет назад.

Туберкулез является одной из «древнейших» болезней человечества: им уже болели люди, жившие за 5 тыс. лет до н.э. Так, в вавилонских законах прописано право на развод с женщиной, больной туберкулезом, в древнеиндийских законах Ману запрещается жениться на девушке из семьи, где свирепствовала болезнь.

До XX века заболевание считалось практически неизлечимым, да и сейчас, несмотря на вакцинирование и антибиотикотерапию, туберкулез является второй по значимости причиной смерти от какого-либо одного инфекционного агента, уступая лишь СПИДу. В 2013 году 9 млн человек заболели туберкулезом и 1,5 млн человек умерли от этой болезни.

Ученые уверены, что для более эффективной борьбы с туберкулезом очень важно проводить подобные метагеномные исследования, позволяющие изучить древние инфекции, выявить современные микроорганизмы, способные вызвать болезнь, а также прогнозировать, диагностировать и контролировать будущие инфекции.

В России подобной деятельностью занимаются, например, в Самарском областном клиническом противотуберкулезном диспансере им. Н.В. Постникова. Так, согласно их последним исследованиям, туберкулез в Самаре на две трети китайский.

Однако настоящее распространение на постсоветском пространстве болезнь получила после падения СССР. Сегодня в России и Восточной Европе сохраняется повышенная заболеваемость мультирезистентным туберкулезом. И если на лечение обычного туберкулеза необходимо шесть месяцев, избавление от мультирезистентной формы требует применения разных лекарств, которые имеют побочные эффекты, в течение одного-двух лет. И даже они гарантируют лишь 50% успеха.