Комета, газ и иго

Самые интересные научные открытия 2014 года по версии «Газеты.Ru»

Отдел науки «Газеты.Ru» выяснил, какие материалы пользовались наибольшим интересом читателей. В первую тройку вошли работа зонда «Розетта» на комете Чурюмова — Герасименко, расчеты, как отсутствие газа из России повлияет на Европу, и причины, по которым на Русь пришло татаро-монгольское иго.

Украинская комета обогнала Украину

Самым читаемым материалом отдела науки «Газеты.Ru» в уходящем году стала онлайн-трансляция посадки зонда «Филы» на комету Чурюмова — Герасименко.

Это эпохальное для науки событие для читателей оказалось интереснее, чем происходящие на Украине события и валдайская речь Владимира Путина.

Впоследствии авторитетные научные журналы Science и Nature также признали посадку на комету одним из главных событий года.

Тем не менее посадкой дело не ограничивается — ученые проанализировали целый массив данных, переданных «Филами» с небесного тела. В частности, уже стало ясно, что комета Чурюмова — Герасименко и ей подобные не могли занести на Землю жизнь.

Сохраняются шансы и на то, что к Пасхе 2015 года «Филы» ненадолго оживут и смогут продолжить беспрецедентные по важности исследования.

Газом сыт не будешь

Второй материал из топ-10 отдела науки за 2014 год также связан с Украиной. Правда, снова не напрямую. Речь о статье, посвященной вопросу, что надо делать европейцам, чтобы обходиться без российского газа и его транзитных поставок через Украину.

В рамках исследования ученые применили диаграмму, названную в честь русского математика украинского происхождения Георгия Федосьевича Вороного.

Математикам удалось установить, что хуже всего без российского газа придется странам Восточной Европы. К таковым авторы статьи относят Болгарию, Боснию и Герцеговину, Хорватию, Чехию, Венгрию, Черногорию, Сербию, Словакию. Серьезные проблемы с голубым топливом почувствуют в Эстонии, Финляндии, Греции, Латвии и Литве.

Но чуть ли не больше всех не повезет Австрии: она, по сути, останется без газа, начав выполнять сугубо транзитную роль.

Под конец исследователи посчитали, что собственными усилиями европейские державы смогут компенсировать лишь 40% объемов закупаемого российского газа.

Дожди обрекли Русь

Интересным для читателей оказался и материал, посвященный необычным причинам, по которым монголы решили захватить Русь и другие земли.

Ученые утверждали, что татаро-монгольское иго появилось на Руси благодаря обильным дождям на территории современной Монголии.

По их мнению, именно обильные осадки, поспособствовавшие заготовке колоссальных запасов фуража и возможности содержать большое число животных, и стали толчком для начала монгольских завоеваний.

У природы нет плохой погоды. Однако ж есть негативные последствия, но явно не для всех.

Homo пьяница

Предвкушая наступление Нового года, читатели «Газеты.Ru» активно знакомились со статьей, в которой рассказывалось о том, как человек стал алкоголиком.

Исследователям удалось сделать парадоксальный вывод: человек пристрастился к алкоголю задолго до того, как стал его производить, даже задолго до того, как стал человеком. То есть способность перерабатывать алкоголь возникла еще у наших обезьяноподобных предков 10 млн лет назад.

Современный человек «монетизировал» эту способность.

Более того, полезная для выживания способность перешла у него в немалую проблему, которая называется алкогольной зависимостью.

Апология черной дыры

Космические глубины будоражили воображение не только в нашумевшем фильме «Интерстеллар», но и в статье «Газеты.Ru». Правда, в материале доказывалось, что черных дыр не существует. Поводом для заметки послужила выложенная на сайт препринтов arxov.org статья профессора физики Лауры Марсини-Хоутон из Университета Северной Каролины.

Позднее знакомые уважаемые астрономы обратили внимание корреспондентов отдела науки «Газеты.Ru» на то, что «негоже рекламировать неправильные статьи».

Дело в том, что математические расчеты профессора Марсини-Хоутон были правильными, а вот к выбранной физической модели было некорректно применять эти расчеты.

Впрочем, несмотря на эти нестыковки, начало изысканий, представленных в статье на arxiv.org, было опубликовано в журнале Physics Letters B.

Липовая королева

Виктор Янукович по-прежнему утверждает, что он жив и легитимен. А вот английская королева Елизавета II сохраняет молчание. И на то есть причины!

Занимавшиеся исследованиями останков Ричарда III ученые подвергли сомнению ее права на престол.

В процессе генетического сравнения Ричарда III с его ныне живущими родственниками по мужской линии выяснилось, что в династии английских монархов были часты измены, приводившие к ложному отцовству. Так что право на престол всей династии Тюдоров теперь оказалось под сомнением. Получается, что Елизавета II, которая является родственницей Генриха VII через Якова I и Марию Стюарт, может никаких прав на престол не иметь.

Одесса против Тьюринга

2014 год запомнился и тем, что впервые в истории «Газета.Ru» взяла интервью у искусственного интеллекта.

И для этого имелся самый настоящий повод! Дело в том, что созданный программистами из России и Украины чат-бот Женя Густман, выступающий в роли 13-летнего мальчика из Одессы, впервые в истории прошел тест Тьюринга, убедив членов профессионального жюри, что с ними разговаривает человек.

Вот только журналистов «Газеты.Ru» боту обмануть не удалось — он с ходу заявил: «Бип-бип. Заткнись, человекоподобный».

После неожиданного успеха Густмана целый ряд специалистов предложили усложнить критерии теста Тьюринга. Это необходимо для того, чтобы он соответствовал современным реалиям.

Астронавальные

Считать чужие деньги — дело неблагодарное, но люди любят им заниматься. Вот и в материале «Газеты.Ru» рассказывалось о том, что ученые разглядели из космоса, как диктаторы мира подсвечивают свои малые родины.

Настырные исследователи использовали космические снимки, дабы рассказать о коррупции в отдельно взятой стране.

Ученые обнаружили, что региональный фаворитизм преобладает в странах с относительно слабыми политическими институтами, имеющими высокую нефтяную ренту на душу населения. Оба эти условия применимы к России.

Тем не менее статистических закономерностей вывести не удалось — за все годы в России сменились только три политических лидера.

Гнилой Чернобыль

Катастрофы минувших дней таят опасность и сейчас. Вот и в случае со взрывов на Чернобыльской АЭС все оказалось не так просто.

«Газете.Ru» удалось выяснить, что радиация особым образом воздействовала на бактерии и грибки, которые ответственны за разложение веществ растительного происхождения.

Отсутствие разложения таит в себе и серьезную опасность — засохшие лесные массивы в особо жаркую погоду могут вспыхнуть как спичка. А это уже поспособствует новому витку в распространении радиоактивного загрязнения из Чернобыля.

Живородящая Луна

Людей интересуют не только далекие черные дыры, но и вещи гораздо более обыденные: чтобы увидеть Луну, иногда достаточно просто поднять голову вверх и посмотреть на небо.

Луна возникла в результате так называемого Гигантского столкновения, случившегося 4,5 млрд лет назад между протоземлей и другой протопланетой размером примерно с Марс, окончательно убедились ученые.

Раньше подобным выводам препятствовало утверждение о том, что каждой планете Солнечной системы присущ свой собственный, уникальный изотопный состав, поэтому и у той протопланеты, ее назвали Тейя, разумно было бы предположить изотопный состав, отличный от земного. Доставленные с Луны образцы проблему решили.

Но остается без ответа вопрос, куда девалась Тейя после столкновения, что с ней стало, погибла ли она в последующих коллизиях, упала на какой-нибудь Юпитер или стала частью нам давно известной планеты?