Среди в ногу идущих слабых нет и отстающих

Строевой шаг повышает боевой дух и снижает страх перед противником, показали ученые

Ученые провели эксперимент, в котором показали, как действует на военных строевой шаг в ногу. Он вызывает чувство единения со своими, ощущение своей силы и слабости противника.

Военные парады во всех странах мира не обходятся без демонстрации строевой выправки. Строевой шаг — непременный атрибут военных учений, да и во время прохождения срочной службы солдатам положено ходить в ногу. Хотя для современного военного дела строевой шаг вроде бы и не нужен: исход войны решают ракетные удары и бомбардировки, а не пехота.

Но оказалось, шаг в ногу оказывает мощное психологическое воздействие на идущих.

Он повышает уверенность в себе, подогревает кураж, усиливает агрессивность. Более того, идущие в ногу начинают преуменьшать силу и опасность противника.

Наверняка военачальники знали это всегда, но ученые доказали впервые, опубликовав результаты своих экспериментов в журнале Biology Letters.

Специалисты по эволюционной антропологии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Дэниэл Фесслер и Колин Холбрук поставили очень простой эксперимент, в котором приняли участие 96 мужчин от 18 до 29 лет. В тестовом задании им надо было всего лишь пройти расстояние 250 м вслед за другим человеком — волонтером. Одним испытуемым нужно было идти в ногу с впередиидущим, других просили следовать за человеком, не подстраиваясь под его шаг.

После этого участникам исследования показали фотографии мужчин с агрессивным выражением лица. По фото их просили оценить рост, телосложение и мускулистость этих мужчин.

Оказалось, что испытуемые, которые в эксперименте шли в ногу, преуменьшали рост и физические параметры мужчин на фото по сравнению с испытуемыми, которые шли обычным шагом.

Кроме того, идущие в ногу сообщили о большей степени единения со своим партнером, чем остальные.

Из этого исследователи заключают, что строевой шаг снижает страх перед противником, вызывает чувство единения и сознание своей силы. А значит, стимулирует храбрость и повышает боевой дух солдат.

«В современных армиях практически всех стран мира практикуются строевые учения, на которых военные маршируют строем, несмотря на то что строевая подготовка, по сути, не имеет значения для военных действий, — говорит Дэниэл Фесслер. — Теперь же мы научно показали, что строевой шаг в ногу повышает боеспособность солдат, так как снижает страх перед противником».

Шаг в ногу — это разновидность синхронных действий, в которых каждый член коллектива действует слаженно с другими, что создает ощущение коллективной силы, подчеркивают ученые. Мы сильны, значит, противник слаб — такое ощущение создается в строю.

Синхронные действия распространены среди животных, они используются при коллективной охоте, при криках в унисон. Например, койоты, по наблюдениям биологов, на холмах Южной Калифорнии синхронно подвывают друг другу, причем «койоты на одной стороне холма синхронно воют и показывают свою силу противнику — койотам на другой стороне холма», — говорит Фесслер. Синхронные действия отмечаются также у дельфинов, у наших ближайших родственников приматов.

С их помощью животные добиваются тех результатов, которых они бы не достигли в одиночку. И умножают свою силу перед лицом врага.

Если обратиться снова к людям, то нужно иметь в виду, предупреждают ученые, что строевой шаг усиливает агрессивность и стимулирует применение насилия.

Иногда это может быть опасно, если речь идет не о войне, а, например, о действиях полицейских, наводящих порядок.

Некоторые высказывают мнение, что полиция должна стать более милитаризованной. Но если в полиции будет проводиться строевая подготовка, это может привести к излишней агрессии в конфликтах с населением и неоправданному применению оружия. Авторы исследования имеют в виду инцидент в Фергюсоне в США, где полицейский застрелил темнокожего подростка.