Быка одомашнили вприкуску

В Китае обнаружены останки быка, одомашненного в эпоху раннего голоцена и являющегося носителем неизвестных ранее генов

Ученые доказали, что третьим мировым центром одомашнивания крупного рогатого скота был северо-восточный Китай. Более того, выяснилось, что гаплогруппа, носителем которой являлся прирученный там бык, ранее была неизвестна.

Одомашнивание крупного рогатого скота происходило по мере возникновения потребности иметь надежный источник пищи вблизи стоянок людей. Животные служили источником мяса, молока, шкур, а также использовались как рабочая сила. Доместикация скота является одним из важнейших этапов развития человечества.

Ранее считалось, что существовало два независимых друг от друга центра одомашнивания крупного рогатого скота, а именно Ближний Восток (где доместикация произошла около 10,5 тыс. лет назад) и Южная Азия (8,5 тыс. лет назад). Прародителем современных быков и коров является тур (Bos taurus primigenius). Считается, что последние представители туров погибли в 1627 году из-за болезни, затронувшей генетически слабую популяцию.

Так как процесс одомашнивания проходил в разных местах и среди разных популяций парнокопытных,

современные коровы и быки не принадлежат к одной родовой линии.

Потомки туров, одомашненных на Ближнем Востоке, считаются предшественниками большинства современных коров и быков (Bos taurus). Южноазиатские потомки отделившегося от своих сородичей подвида Bos taurus indicus являются прародителями современных зебу и родственных ему пород.

Современные разновидности домашнего крупного рогатого скота являются носителями разных митохондриальных гаплогрупп: T (обладатели этой гаплогруппы — Bos taurus), I (Bos taurus indicus), P (наиболее часто встречалась у древних туров), Q (близка к гаплогруппе Т, возникла уже в процессе одомашнивания скота), R (далека от всех предшествующих гаплогрупп, в настоящее время встречается у итальянских пород скота) и Е (отсутствует у современных животных).

Однако совсем недавно группа ученых из Китая, Великобритании, Ирландии и Дании под руководством Хуцая Чжана из Юньнаньского педагогического университета совершила открытие. Они выяснили, что в мире существовал третий центр доместикации крупного рогатого скота — северо-восточный Китай. Более того, представители прирученных там животных являются носителями неизвестной до настоящего момента митохондриальной гаплогруппы. С результатами работы ученых можно ознакомиться в журнале Nature Communications.

Объектом изучения исследователей стала челюсть представителя вида Bos taurus, жившего на северо-востоке Китая около 10,6 тыс. лет назад. Челюсть с сохранившимися зубами (от второго малого коренного до третьего коренного зуба с каждой стороны) находилась в хорошем состоянии. Именно по состоянию зубов животного ученые смогли определить, что бык был домашним.

Степень стертости его резцов, а также их измененная форма говорят о том, что они деформировались в результате прикуски — привычки животного глотать воздух, ухватившись зубами за твердый предмет (край кормушки, яслей, перегородки и т.д.). Причинами появления прикуски являются стресс, недостаточные физические нагрузки и содержание животного на привязи. При заглатывании воздуха вырабатываются эндорфины, подавляющие боль и снимающие стресс, а также желудок наполняется воздухом, подавляя чувство голода: ведь в природе животное ест почти постоянно, поглощая траву маленькими порциями. Таким образом, можно говорить о том, что

бык, живший в Китае почти 10,6 тыс. лет назад, был домашним.

Более того, группа Хуцая Чжана провела секвенирование митохондриальной ДНК быка, которую сравнили с геномами современных коров, зебу, яков, американских и европейских бизонов. Результаты оказались более чем неожиданными: выяснилось, что

китайский одомашненный бык является носителем гаплогруппы, ранее не встречавшейся ученым.

Исследователи комментируют свое открытие так: одомашненные в Китае представители крупного рогатого скота могли принадлежать к малочисленной популяции, вследствие чего их гены были утрачены в результате генетического дрейфа и скрещивания с другими породами. Ученые планируют дальнейшее изучение ДНК животного с целью выяснения вклада одомашненных быков Китая в современный генетический фонд.