Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

«Двойка» легче на арабском

Цифру «два» легче понять тем детям, язык которых имеет категорию двойственного числа, хотя на способность освоить счет это не влияет

Яна Хлюстова 29.10.2013, 07:37
Лингвистические особенности языка могут помочь освоить цифры iStockPhoto
Лингвистические особенности языка могут помочь освоить цифры

Форма двойственного числа, которой нет в русском языке, но которая осталась в некоторых других, имеет непосредственное влияние на понимание цифры «два», хотя и никак не отражается на способности ребенка осваивать счет в целом. Это свидетельствует об отсутствии прямой корреляции между языком и мышлением.

Двойственное число — форма склонения и спряжения, обозначающая естественную парность предметов, отделяя ее от единственного и множественного числа. В подавляющем количестве современных языков форма двойственного числа исчезла, оставив лишь некоторые следы своего существования.

На первый взгляд может показаться абсолютно логичным, что если в языке сохраняется форма двойственного числа, то ребенок, осваивая такой язык, автоматически поймет значение цифры «два». Однако это далеко не так. Александр Реформатский, лингвист, доктор филологических наук, писал: «Грамматическая категория числа преломляется в грамматической системе различных языков по-разному, и,

подобно тому как категория рода — не одно и то же, что различия пола, и грамматическое число — не копия математического числа».

Женя Кац, автор книги для дошкольников «Пирог с математикой», в одном из своих интервью говорит, что «для детей часто цифра 5 и количество пальцев на руке – это разные «пять». Они знают, что 2+3=5, но, если я дам первоклашке пять счетных палочек, а потом попрошу несколько спрятать, он удивится, как я, глядя на две оставшиеся палочки, догадалась, что он спрятал три».

Группа ученых из Великобритании, Саудовской Аравии, Словении и США под руководством Алхануфа Алмоаммера (Университетский колледж Лондона) и Джессики Салливан (Калифорнийский университет в Сан-Диего) занялась исследованием того, как связаны грамматическая структура языка и восприятие детьми цифр. С результатами их работы можно ознакомиться в журнале PNAS.

В исследовании участвовали 243 ребенка в возрасте от двух до четырех лет, чьими родными языками являются английский и имеющие категорию двойственного числа словенский и арабский. Детям предлагалось выполнить несколько заданий: посчитать от 1 до максимальной известной ребенку цифры; сказать, сколько предметов изображено на картинке (например, «три»), затем — то же самое, но уже используя название предмета («три мяча»). Это делалось потому, что

существительное в двойственном числе имеет форму, отличную от формы единственного или множественного числа.

Результаты исследования оказались следующими. Первое задание выявило, что дети, владеющие словенским и арабским языками, не показали знания большего количества цифр после единицы по сравнению с носителями английского языка. Однако второй и третий эксперименты все-таки выявили взаимосвязь между наличием в языке категории двойственного числа и пониманием ребенком цифры «два».

Правильно определить наличие именно двух предметов на картинке смогли 49% словенцев и 41% арабов, среди англоговорящих детей сделать это смогли лишь 11%. Стоит отметить, что подобное соотношение было выявлено в каждой возрастной группе.

Третий опыт, когда участников просили назвать не просто количество предметов, а дать им название, показал, что 92% детей верно используют в речи форму двойственного числа существительных.

А если сравнить результаты третьего и второго экспериментов, то станет ясно, что зачастую, даже не зная цифры «два», ребенок верно выбирает форму существительного.

Чтобы убедиться в полученных данных, ученые сравнили результаты первого опыта с итогами подобного эксперимента, проводившегося китайскими и японскими исследователями (в их языках нет грамматической категории числа). Лишь 11% китайских и 9% японских детей в возрасте двух-четырех лет продемонстрировали знание цифры «два».

Таким образом, ученые доказали: наличие в языке формы двойственного числа никак не отражается на способности ребенка осваивать счет в целом, однако имеет непосредственное влияние на понимание цифры «два», что свидетельствует об отсутствии прямой корреляции между языком и мышлением.