Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

Антикризисный Обама не ко двору

Почему большинство антикризисных реформ американского правительства были отрицательно восприняты населением США, выясняли ученые

Владимир Тодоров 07.10.2013, 08:51
Американцы не одобряют антикризисные меры правительства Win McNamee/Getty Images
Американцы не одобряют антикризисные меры правительства

Почему многие американцы резко негативно отнеслись к целому ряду антикризисных мер правительства в период финансового краха 2008 года, узнали американские социологи. Оказалось, что большинство решений, принятых на высшем уровне, не встретило поддержки у жителей США из-за изменения их политических симпатий.

Долгие годы эксперты в области экономики и политики были уверены, что в случае наступления серьезного экономического кризиса американское общество будет ждать конкретных мер от правительства по выходу из рецессии и поддержит их. Особенно данная мысль стала популярна после публикации видными экономистами Робертом Эриксоном, Майклом Макеном и Джеймсом Стимсоном книги «The Macro Polity».

В ней авторы утверждали, что общество крайне быстро реагирует на макроэкономические и политические изменения, неизменно встречая государственные преобразования с одобрением.

В частности, как утверждали известные экономисты, при падении темпов роста экономики и повышении безработицы население будет приветствовать государственное вмешательство в экономику.

Тем не менее после наступления финансового кризиса 2008 года почти все решения правительства Барака Обамы, начиная от программы помощи банкам на Уолл-стрит, заканчивая увеличением роли государства в экономике, не нашли поддержки у рядовых американцев.

Более того, некоторые из мер по выводу страны из кризиса были встречены населением в штыки.

Почему произошло именно так, выяснили в своей статье в журнале American Sociological Review социологи Клем Брукс из Индианского университета в Блумингтоне и Джефф Манза из Нью-Йоркского университета.

Для своего исследования ученые использовали данные General Social Survey с 1984 по 2010 год. General Social Survey — это социологическое исследование, которое проводилось в США ежегодно с 1971 по 1994 год (за исключением 1979, 1981 и 1992 годов), а в настоящее время проводится раз в два года. Опрос занимает около 90 минут, в нем участвуют граждане США старше 18 лет. Вопросы, задаваемые им, касаются всех тем общественной жизни: от налоговой политики государства до веры в Бога. В данном исследовании ученых интересовали ответы, касающиеся отношения американцев к правительству и общей экономической и политической ситуации в стране.

Социологи также особенно обратили внимание на специально подготовленные статистические выкладки с 2006 по 2010 год — как на период, предшествующий финансовому кризису, а также на время его эскалации.

Для классификации ответов была составлена специальная таблица с множеством параметров, куда были включены пункты о текущем финансовом благополучии, политических, личных убеждениях, а также информация о самом респонденте.

Исследователями были изучены и результаты опроса общественного мнения Института Гэллапа с 2001 по 2011 год и ряд предвыборных опросов за 2011 и 2012 годы. Там основными параметрами стали вопрос о политических симпатиях к демократам или республиканцам и отношение к доле вмешательства государства в экономику.

Всем параметрам, которые выделили ученые, были присвоены коэффициенты, а затем для каждого из соцопросов была составлена линейная модель, позволяющая высчитать изменение отношения к правительству и его реформам.

Как показал расчет параметров по General Social Survey, наибольшую роль в падении доверия к правительству сыграло изменение политических симпатий большинства американцев. Изначально лояльное новоизбранному президенту Бараку Обаме и Демократической партии население вскоре разочаровалась в принимаемых новым правительством мерах, что вылилось в массовую смену политических ориентиров в сторону республиканцев.

Кроме того, многие люди, ранее относившие себя к политически индифферентным группам населения, резко не одобрили курс по увеличению доли государственного регулирования в экономике, а потому посчитали возможным примкнуть к умеренным республиканцам.

Как отмечают ученые, с 2008 года можно легко увидеть настоящий всплеск партийной и политической активности населения, большая часть которого на протяжении начала 2000-х была не заинтересована в политике.

Анализ панельных данных за период с 2006 по 2010 год подтвердил гипотезу ученых о том, что изменение политических симпатий сыграло ключевую роль в повышении процента недоверия правительству среди населения.

При анализе отчетов, подготовленных институтом Гэллапа, оказалось, что именно республиканцы, число которых, как уже отмечалось, заметно выросло, в период кризиса были основными противниками почти всех преобразований правительства, включая медицинскую реформу, называя предлагаемые государством меры излишним вмешательством в экономику.

Предвыборные опросы также показали, что одобрение правительственных программ находилось в обратной зависимости от приверженности республиканским взглядам.

Таким образом, именно политические симпатии стали основой, на которой строилось недоверие населения к программам преобразований правительства. По мнению исследователей, в период кризиса республиканцы исповедовали принцип возвращения к менее регулируемой рыночной экономике, основанной на чистой конкуренции, и более жесткому внешнеполитическому курсу, что и привлекло на их сторону множество последователей.