Пенсионный советник
СПРАВКА

Заключение комитета Государственной думы по охране здоровья

Рассмотрев проект Федерального закона № 305828-6 «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», внесенный правительством Российской Федерации (далее законопроект), комитет Государственной думы по охране здоровья отмечает:

Законопроект, по мнению авторов, разработан в целях оптимизации организационно-правовых механизмов управления российской фундаментальной наукой, повышения эффективности фундаментальных и поисковых научных исследований, обеспечивающих получение научных результатов мирового уровня.

Проектом федерального закона предлагается создание общественно-государственного объединения «Российская академия наук» с ликвидацией действующих Российской академии наук (РАН), Российской академии медицинских наук (РАМН) и Российской академии сельскохозяйственных наук (Россельхозакадемия) и передачей Российской академии образования (РАО), Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН) и Российской академии художеств (РАХ) решением правительства Российской Федерации в ведение уполномоченных федеральных органов исполнительной власти с учетом их отраслевой направленности.

Комитет обращает внимание, что, согласно статье 19 законопроекта, Российская академия наук, Российская академия сельскохозяйственных наук, Российская академия медицинских наук со дня учреждения Российской академии наук прекращают в установленном законодательством Российской Федерации порядке свою деятельность, а правительство Российской Федерации в течение трех месяцев назначает ликвидационные комиссии и устанавливает порядок и сроки ликвидации указанных государственных академий наук и утверждает критерии и порядок проведения оценки деятельности организаций, подведомственных Российской академии наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии медицинских наук. Однако в законопроекте отсутствуют сроки, в течение которых должны быть разработаны критерии и порядок оценки деятельности подведомственных организаций.

Обращаем внимание на то, что организационно-правовая форма «общественно-государственное объединение» отсутствует в Гражданском кодексе Российской Федерации.

Законопроектом предполагается создание аппарата Российской академии наук в целях осуществления «…финансового и материально-технического обеспечения деятельности Российской академии наук» и уполномоченного федерального органа исполнительной власти (агентства?), осуществляющего функции по управлению государственным имуществом научных организаций РАН. Непонятна, по сути, роль каждой из вновь создаваемых структур, порядок их взаимодействия в пересекающихся сферах деятельности, взаимная подчиненность при условии того, что обе они находятся в ведении правительства Российской Федерации, и юридическая ответственность за организацию обеспечения деятельности РАН.

Вызывает опасения отсутствие в законопроекте подходов к выбору методики оценки деятельности организаций, подведомственным академиям наук, на разработку которой правительству Российской Федерации отводится шесть месяцев со дня утверждения критериев и порядка проведения оценки деятельности этих организаций. По результатам проведенной оценки правительство Российской Федерации должно утвердить следующие перечни организаций:

1) подлежащие передаче в ведение уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по управлению государственным имуществом научных организаций Российской академии наук;

2) подлежащие передаче в ведение иных федеральных органов исполнительной власти;

3) подлежащие реорганизации или ликвидации.

При подготовке законопроекта авторами не учтено, что на данный момент 19 федеральных медицинских центров, подведомственных Российской академии медицинских наук в соответствии с пунктом 9 Правил финансового обеспечения оказания высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации в федеральных государственных бюджетных учреждениях за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете Министерства здравоохранения Российской Федерации, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 15 декабря 2012 г. № 1312, участвуют в оказании высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП). Так, запланированные объемы ВМП в указанных медицинских центрах на 2013 год составляют 49 349 больных, в том числе 16 202 ребенка.

Отсутствие четко прописанного алгоритма действий, оставляющее возможность реорганизации и ликвидации, согласно законопроекту, данных учреждений, создаст серьезные проблемы в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации в части высокотехнологичных видов лечения.

Деятельность научно-исследовательских медицинских центров РАМН отличается от других научных организаций РАН наличием клинических баз, которые осуществляют непрерывный процесс планового оказания дорогостоящей высокотехнологичной медицинской помощи, эффективность которой во многом определяется возможностью оперативного принятия решений, в том числе по управлению финансовыми ресурсами. Предполагаемое законопроектом фактическое лишение РАМН полномочий по осуществлению финансово-хозяйственной деятельности не позволит указанным учреждениям оказывать высокотехнологичную медицинскую помощь, нарушит преемственность в развитии и тиражировании уникальных медицинских технологий.

Принцип полного разрыва между функциональной составляющей медицинских учреждений РАМН и организационным, материально-техническим обеспечением ставит под сомнение само существование их как клинических баз.

Не указывается источник приведенной в финансово-экономическом обосновании законопроекта потребности в дополнительных финансовых обязательствах Российской Федерации в размере 514 240 тыс. руб., хотя расходы федерального бюджета на здравоохранение в период 2013–2015 годов сокращаются.

Особо следует отметить, что законопроект предусматривает внесение изменений в ряд подзаконных нормативных правовых актов прежде всего правительства Российской Федерации, в отсутствие которых все предложенные изменения не могут быть реализованы.

При голосовании за два варианта заключений комитета по законопроекту с формулировками «поддержать концепцию законопроекта» и «не поддержать законопроект в предложенной редакции» голоса членов комитета разделились поровну. В соответствии с регламентом Государственной думы решение комитета считается непринятым.


ВЕРНУТЬСЯ К СТАТЬЕ