СПРАВКА

Заключение комитета Государственной думы по вопросам собственности

Комитет по вопросам собственности рассмотрел проект федерального закона № 305828-6 «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части, относящейся к вопросам ведения комитета, и отмечает следующее.

В соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» распоряжение и управление находящимся в федеральной собственности имуществом, закрепленным за подведомственными РАН организациями, осуществляется от имени Российской Федерации непосредственно Российской академией наук. К числу подведомственных организаций РАН относятся юридические лица различных организационно-правовых форм — федеральные государственные унитарные научные предприятия, государственные научные учреждения. Кроме того, РАН распоряжается отдельными объектами недвижимого имущества, которые в большинстве случаев представляют собой сложные имущественные комплексы, используемые в научных целях. Президиум РАН также назначает руководителей всех подведомственных организаций.

В соответствии с законопроектом РАН и отраслевые академии в качестве федеральных государственных бюджетных учреждений подлежат ликвидации.

Одновременно предусматривается создание учрежденного Российской Федерацией общественно-государственного объединения «Российская академия наук». При этом к указанному объединению не переходят имеющиеся в настоящее время у РАН вышеупомянутые полномочия по распоряжению имуществом подведомственных организаций.

После принятия законопроекта полномочия по распоряжению и управлению всеми организациями и имущественным комплексом РАН будет осуществлять правительство Российской Федерации и уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти. Такими органами могут быть федеральное агентство по управлению имуществом Российской академии наук, которое планируется создать, так и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, а также отраслевые министерства. К правительству также переходят полномочия по назначению «с учетом мнения президиума Российской академии наук» руководителей подведомственных организаций.

По мнению комитета по вопросам собственности, существующая структура имущественного комплекса РАН и порядок управления и распоряжения имуществом в целом отражают специфику научной деятельности структур РАН и позволяет академикам — руководителям научных институтов, лабораторий и иных организаций РАН оперативно перераспределять финансовые средства и принимать решение о том или ином способе использования имущества в целях реализации определенных научных программ РАН, ее отделений и подведомственных организаций. Вместе с тем необходимо отметить, что такой порядок распоряжения и управления федеральным имуществом не является в полной мере прозрачным и эффективным, в связи с чем данный порядок нуждается в совершенствовании.
Комитет по вопросам собственности полагает, что необходимое повышение эффективности использования федерального имущества РАН, усиление целевого характера его использования, обеспечение контроля органов государственной власти и академического научного сообщества за распределением денежных средств и использованием объектов имущественного комплекса РАН не должно нарушить базовый принцип единства управления фундаментальной наукой и ее материально-имущественной основой. Именно несоблюдение в законопроекте этого принципа может повлечь за собой невозможность либо неэффективность выполнения академией функций, возлагаемых на последнюю законопроектом.

В этой связи предлагаемая законопроектом организационно-правовая форма создания РАН — общественно-государственное объединение, при которой РАН не может быть главным распорядителем средств федерального бюджета и осуществлять функции по распоряжению и управлению имуществом подведомственных научных организаций, представляется недостаточно обоснованной в связи с невозможностью развития фундаментальной науки, решения экспертных и аналитических задач без постоянного информационного обеспечения, наличия экспериментальной базы и в целом без непосредственной связи реализации программ научных исследований и необходимых для этого решений по использованию предназначенного для таких целей федерального имущества.

В этой связи, по мнению комитета, объединение отраслевых государственных академий и РАН могло бы быть произведено путем присоединения к последней отраслевых академий без процедуры ликвидации РАН и с сохранением ею статуса федерального государственного бюджетного учреждения и соответствующих полномочий в имущественно-бюджетной сфере.

С учетом вышеизложенного комитет по вопросам собственности считает, что положения проекта Федерального закона № 305828-6 «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», касающиеся реформирования имущественных отношений, нуждаются в существенной доработке ко второму чтению в аспекте настоящего заключения.


ВЕРНУТЬСЯ К СТАТЬЕ