Иммунитет курильщика к раку

Иммунитет может защитить курильщиков от рака

Некоторые заядлые курильщики не заболевают раком до глубокой старости, а причина этого - в особом действии их иммунитета, показало исследование американских ученых, опубликованное в журнале Cancer Research, о котором рассказывает «Компьюлента».

Хотя врачи постоянно предупреждают о том, что курение вызывает рак лёгких, далеко не каждый курильщик подвержен этому заболеванию. Это значит, что у человека есть механизмы, которые могут противостоять влиянию вредных веществ, содержащихся в табаке. И эти механизмы у одних работают лучше, а у других хуже.

Исследователи из Вашингтонского университета в Сент-Луисе (США) предположили, что всё дело в разнице иммунитетов. Иммунная система следит не только за бактериями и вирусами, но и за злокачественными клетками: если где-нибудь появляется онкоклетка, иммунитет её уничтожает. И поскольку есть люди, особенно подверженные простуде из-за слабого иммунитета, есть и те, кто из-за этого же чаще страдает от рака. Но в случае простуды и рака за порядком следят разные отделы иммунной системы, и исследователи взялись выяснить, какие сторожевые клетки препятствуют развитию рака, и даже ещё более конкретно — рака лёгких.

Для этого учёные давали мышам сильный канцероген, после чего животных разделили на три группы: тех, что спокойно перенесли вредное вещество, тех, у кого в лёгких быстро возникла опухоль, и тех, у кого рак тоже появился, но не слишком агрессивный. Затем у здоровых мышей были изъяты иммунные клетки, называемые «естественными киллерами» (NK-клетки). О них известно, что они участвуют в противоопухолевой обороне, и это вновь подтвердилось: без NK-клеток у здоровых мышей мгновенно развивалась опухоль лёгких.

И наоборот: манипуляции с костным мозгом позволяли заметно подавить болезнь у мышей с раком. Новый, пересаженный костный мозг производил более энергичные, более умелые NK-клетки, которые могли противостоять опухоли. Исследователи указывают, что различие в «сортах» эти клеток отражалось в последовательности определённых районов в 6-й хромосоме, где и находятся гены, отвечающие за активность NK-клеток. Очевидно, при нерадивых клетках рак лёгких может возникнуть и без помощи со стороны канцерогена.

В противоопухолевом ответе иммунной системы принимают участие не только «естественные киллеры». В случае опухолей молочных желёз, кишечника и предстательной железы важную роль играют Т-лимфоциты. Однако при раке лёгких они по какой-то причине отключаются, и тут уж всё зависит от NK-клеток. Собственно говоря, главный результат исследования состоит даже не в том, что ответственность за рак возложили на плохой иммунитет (про роль иммунитета в развитии рака известно уже довольно давно), а в том, что удалось узнать, какие именно иммунные клетки защищают нас от конкретной опухоли, в данном случае от рака лёгких.

Сейчас авторы работы начали вторую серию экспериментов, собираясь сравнить клеточно-иммунные параметры у людей, чтобы выяснить, можно ли результаты «мышиного» исследования распространить на человека.

Стало известно, кто сыграет Холопа в турецкой версии российской франшизы