Эликсир молодости от голых землекопов

Причины долголетия голых землекопов могут помочь продлевать жизнь людям

Содержание белка NRG-1 у подземных грызунов голых землекопов на протяжении их жизни намного выше, чем у их короткоживущих сородичей, и, вероятно, именно это позволяет землекопам жить очень долго и не страдать от тяжких заболеваний.

Объединенная группа биологов из США и Израиля опубликовала в последнем номере журнала Aging Cell статью, в которой подтверждается высказанная ими в мае гипотеза о причинах необычно высокого долголетия восточноафриканских грызунов Heterocephalus glaber, известных как голые землекопы.

Голые землекопы, ведущие подземную жизнь, давно привлекают внимание ученых.

По-своему это, наверное, одни из самых интересных существ, живущих на Земле. Они живут группами с очень сложным социальным устройством, нечувствительны к кислотам и боли, устойчивы к высоким концентрациям углекислого газа. Но главная их особенность заключается в том, что они живут очень долго. С тех пор как их начали изучать, выяснилось, что они не болеют ни раком, ни какими-либо другими смертельными заболеваниями и по сравнению с другими грызунами, живущими около трех лет, живут намного дольше: продолжительность их жизни сегодня оценивается в 25—30 лет. Причем все это время они сохраняют физическую форму, «юношескую» активность, здоровые кости, репродуктивные способности и совершенно не проявляют тенденций к старческому слабоумию. Собственно, о старости в отношении голых землекопов речь вообще не идет: исследователи, работающие с ними, утверждают, что голые землекопы погибают в основном от полученных ран, потому что в отношениях с себе подобными им свойственна чрезвычайная агрессивность.

В мае исследователи (в основном из Университета Тель-Авива и Техасского университета, где находится самая крупная в США колония этих грызунов — более 2000 особей) заявили, что, по всей видимости, причина долголетия голых землекопов заключается в высоком содержании белка NRG-1. Он находится в мозжечке, то есть в той части мозга, которая управляет двигательной активностью.

Сравнительный генетический анализ голых землекопов и шести других видов грызунов, включая мышей и морских свинок, проведенный группой, показал, что действительно содержание NRG-1 у голых землекопов намного выше, чем у их короткоживущих сородичей.

Выяснилось вдобавок, что высокое содержание этого белка поддерживается у голых землекопов на протяжении практически всей их жизни — от одного дня до 26 лет. У всех остальных исследованных грызунов содержание NRG-1 с возрастом неизменно падает.

NRG-1 представляет собой нейропротектор, охраняющий целостность нейронов мозга, и, хотя механизм, обеспечивающий связь между этим белком и продолжительностью жизни грызунов, до конца не ясен, ученые уверены, что именно защитные функции NRG-1 играют здесь основную роль.

Но, каким бы ни был этот механизм, с онкологией, например, он справляется замечательно: проведенные ранее исследования показали, что он не дает развиваться раковым клеткам, а искусственно вызванные опухоли либо убивает, либо останавливает их развитие.

Это исследование интересно тем, что геномы человека и голого землекопа на 90 процентов совпадают.

Белок NRG-1 есть и у человека, и его содержание в мозгу тоже с возрастом падает.

Дальнейшие исследования группы будут сфокусированы на исследованиях защитной функции белка и попытках понять, возможно ли привить и человеку этот, без преувеличения, эликсир молодости.