Gazeta.ru на рабочем столе
для быстрого доступа
Установить
Не сейчас

Месопотамия из космоса

На основе снимков со спутника создана карта древних поселений Месопотамии

На основе спутниковых снимков учеными из Гарварда создана подробная карта древних поселений северной Месопотамии.

Внимание американских ученых привлёк верхний бассейн реки Хабур, расположенной в северо-восточной Сирии. Эта местность размером порядка 100х200 км покрыта глинистыми холмами — телями, которые состоят из развалин множества существовавших последовательно на одном и том же месте кирпичных домов, храмовых башен, тростниковых хижин и глинобитных стен. Антропологический «мусор» копился в этих местах порядка 8000 лет.<1>

Почвы, подвергавшиеся влиянию человека столь длительное время, из-за наличия в них большого количества органических отходов имеют характерные особенности (внешний вид, текстуру и отражательную способность), которые не встречаются у почв в природных условиях.

Это позволяет различать их не только с земли, но и на спутниковых фотографиях.

В своей работе, опубликованной в Proceedings of the National Academy of Sciences, программист Бьорн Мензе и археолог Джейсон Ур использовали как современные космические снимки Месопотамии, так и фотографии, сделанные в 1960-70х гг. Причём последние сыграли в исследованиях существенную роль, ведь за прошедшие полвека большие участки ближневосточной земли были вспаханы, разровнены бульдозером или подверглись ирригации. Кроме того, отражательная способность почв и иные характеристики местности существенно различаются в зависимости от времени года, влажности воздуха и других параметров окружающей среды.

С помощью машинного алгоритма анализа изображений американцы разработали набор критериев, основывающихся на тех особенностях, которые имеют почвы, подвергавшиеся влиянию человека длительное время.

С помощью этого набора им удалось достаточно надёжно определить места существования древних поселений.

«Обучение» компьютера проводилось на космических фотографиях известных археологических городищ, таких как Тель-Бейдар и самый большой в данной местности отдельно стоящий курган Тель-Брак, а также на снимках тех участков земли, на которых, с большой вероятностью, жители Месопотамии никогда не селились.<2>

Использовав свой метод для территории северной Месопотамии, ученым удалось выявить 14 312 древних поселений, которые занимают приблизительно 3% исследованной территории. Существенным плюсом использования спутниковых фотографий является одновременный анализ больших площадей (в данном случае около 22000 км2) и определение размеров городищ.

А вот по снимкам из космоса невозможно установить, когда и в какой последовательности эти городища были обитаемыми. Такую информацию можно получить только с помощью наземных археологических работ.

Знание о пространственном расположении тысяч сёл и городов даёт возможность проверить различные гипотезы о влиянии окружающей среды на выбор места поселения и на то, как долго оно просуществовало. Первая гипотеза — о влиянии типа почвы на размер населённого пункта — не подтвердилась. Зато была обнаружена чёткая связь между размером городища и доступностью воды, причём наиболее «живучими» оказались города, жителям которых в равной степени были доступны и дождевая вода, и вода, отведённая из рек.

Ещё одно преимущество изучения космических фотографий – возможность установления связей между поселениями. Анализ снимков позволяет узнать, как часто использовалась та или иная дорога и насколько тесно были связаны между собой различные города.

В своей работе Мензе и Ур установили прямую связь между размером населённого пункта и его важностью в дорожной сети региона. Кроме того, оказалось, что

дорожная сеть Месопотамии является устойчивой структурой и организована таким образом, чтобы поддерживать существование городов на протяжении сотен и даже тысяч лет.

Изучение Ближнего Востока помогает сделать прогнозы в отношении дальнейшего развития данного региона и понять природу урбанизации и возникновения государств и империй, ведь именно на Ближнем Востоке расположены древнейшие города мира, появившиеся за несколько тысячелетий до Рождества Христова и продолжающие своё существование в наши дни.

Месси повторил рекорд Марадоны