Слушать новости
Телеграм: @gazetaru
Лекция по социологии

Предотвратить вымирание

Выполнение задач президентской демографической концепции не позволит предотвратить вымирание России

Лектор: 21.02.2012, 10:42
Выполнение задач президентской демографической концепции не позволит предотвратить вымирание России. Снижение смертности даст лишь краткосрочный эффект, надежды на миграцию необоснованны, а меры поддержания рождаемости туманны и не дадут достаточного результата.

(Данный текст написан в соавторстве с Юстиславом Божевольновым (к. ф.-м. н., преподаватель Факультета глобальных процессов Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. Автор 16 научных трудов, включая «Законы истории. Вековые циклы и тысячелетние тренды. Демография. Экономика. Войны» (3-е изд. М.: ЛКИ/URSS, 2010, в соавторстве) и «Законы истории. Математическое моделирование и прогнозирование мирового и регионального развития» (изд. 3-е, испр. и доп. М.: ЛКИ/URSS, 2010, в соавторстве). Области научных интересов: эволюция межфазных границ, кондратьевские циклы, математическое моделирование социальной и экономической динамики).


Концепция не предотвращает вымирания

Структура целеполагания демографической концепции

В Указе Президента РФ от 09.10.2007 N 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» URL: http://document.kremlin.ru/doc.asp?ID=041941 декларируются следующие цели по следующим категориям:

• Численность населения

o 142-143 млн. чел. к 2015

o 145 млн. чел. к 2025

• Рождаемость

o увеличение в 1,3 раза к 2015

o увеличение в 1,5 раза к 2025

o снижение числа абортов

• Смертность

o снижение на 1/3 к 2015

o сокращение в 1,6 раза к 2025

o снижение смертности в трудоспособном возрасте

o сокращение материнской смертности в 2 раза к 2025

o сокращение младенческой смертности в 2 раза к 2025

• Продолжительность жизни

o 70 лет к 2015

o 75 лет к 2025

• Миграция

o 200 тыс. чел. в год к 2015

o 300 тыс. чел. в год к 2025

o совершенствование миграционного законодательства

o привлечение квалифицированных мигрантов

• Качество жизни

o повышение качества жизни

o снижение доли рабочих мест с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда

o повышение качества жизни инвалидов

o ведение профилактических мероприятий

• Материнство, Дети и Младенцы

o создание системы защиты прав детей

o улучшение мед.помощи женщинам в период беременности и родов

o улучшение мед.помощи новорожденным

o ранняя диагностика нарушений здоровья детей и подростков

• Семья

o укрепление института семьи

o повышение обязательств родителей

o повышение доступности жилья для семей с детьми

o гос. поддержка семей с детьми

o обеспечение дошкольным образованием

• Здоровье и Здравоохранение

o сохранение и укрепление здоровья населения

o формирование мотивации к здоровому образу жизни

o повышение доступности и качества мед.помощи

o сокращение смертности от заболеваний сердечнососудистойистемы

o укрепление репродуктивного здоровья населения

o оснащение и кадровое обеспечение

o повышение доступности высокотехнологичной мед.помощи

o сокращение сроков восстановления здоровья

Динамика населения России сегодня представляет собой «демографическую зиму»: население неуклонно сокращается, несмотря на иммиграцию, главным образом, из стран СНГ — Украины и Средней Азии. Средняя продолжительность жизни, особенно среди мужчин, остается крайне низкой.

«Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденная указом президента России от 09.10.2007 года № 1351, описывает комплекс мер, направленных на решение демографических проблем России — стабилизацию численности населения на уровне 145 миллионов человек, рост рождаемости, снижение смертности. Цели, описанные в демографической концепции (см. врез сбоку), кроме цифр и фактической информации по численным показателями рождаемости, смертности, миграции и т. п. содержат массу туманных целей, выполнение которых трудно контролировать и оценивать (например, «повышение качества жизни», «укрепление института семьи», «повышение обязательств родителей»). Кроме того, в текущих условиях прямое исполнение концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года не приведет к главной заявленной цели — прекращению депопуляции.

Даже при оптимистическом сценарии предотвращение вымирания России на период до 2025 г. не может быть достигнуто за счет заявленного в демографической концепции миграционного прироста.

Структура целеполагания демографической концепции

В Указе Президента РФ от 09.10.2007 N 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» URL: http://document.kremlin.ru/doc.asp?ID=041941 декларируются следующие цели по следующим категориям:

• Численность населения

o 142-143 млн. чел. к 2015

o 145 млн. чел. к 2025

• Рождаемость

o увеличение в 1,3 раза к 2015

o увеличение в 1,5 раза к 2025

o снижение числа абортов

• Смертность

o снижение на 1/3 к 2015

o сокращение в 1,6 раза к 2025

o снижение смертности в трудоспособном возрасте

o сокращение материнской смертности в 2 раза к 2025

o сокращение младенческой смертности в 2 раза к 2025

• Продолжительность жизни

o 70 лет к 2015

o 75 лет к 2025

• Миграция

o 200 тыс. чел. в год к 2015

o 300 тыс. чел. в год к 2025

o совершенствование миграционного законодательства

o привлечение квалифицированных мигрантов

• Качество жизни

o повышение качества жизни

o снижение доли рабочих мест с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда

o повышение качества жизни инвалидов

o ведение профилактических мероприятий

• Материнство, Дети и Младенцы

o создание системы защиты прав детей

o улучшение мед.помощи женщинам в период беременности и родов

o улучшение мед.помощи новорожденным

o ранняя диагностика нарушений здоровья детей и подростков

• Семья

o укрепление института семьи

o повышение обязательств родителей

o повышение доступности жилья для семей с детьми

o гос. поддержка семей с детьми

o обеспечение дошкольным образованием

• Здоровье и Здравоохранение

o сохранение и укрепление здоровья населения

o формирование мотивации к здоровому образу жизни

o повышение доступности и качества мед.помощи

o сокращение смертности от заболеваний сердечнососудистойистемы

o укрепление репродуктивного здоровья населения

o оснащение и кадровое обеспечение

o повышение доступности высокотехнологичной мед.помощи

o сокращение сроков восстановления здоровья

Таковы результаты расчета по заложенным в концепцию параметрам: к 2025 году «недобор» по численности населения составит около 4 млн чел. (по сравнению с целевыми 145 млн человек).

Наш расчет также показывает, что при выполнении условий концепции численность населения несколько снижается к 2014 году, далее растет до 2017 года, а затем снижается нарастающими темпами. Снижение после 2017 года объективно связано с демографической ямой 1990-х годов.

Таким образом, на момент проверки результатов в 2015 году можно будет констатировать вполне успешное достижение целей 2015 года. Однако это не будет в полной мере связано с целенаправленными действиями, а окажется следствием сохраняющейся еще пока благоприятной возрастной структуры населения. В детородном возрасте сейчас находится чрезвычайно многочисленное поколение 80-х годов прошлого века.

Более того, возникает риск переоценки перспективы результатов к 2025 году. Согласно тому же расчету,

с 2015-го по 2025 год численность населения сократится примерно на 1 млн человек, даже если будут выполнены все поставленные в демографической концепции вспомогательные задачи

(увеличение миграционного прироста до 200 тыс. чел./год к 2015 г. и до 300 тыс. чел./год к 2025 г.; рост суммарного коэффициента рождаемости до 1,7 ребенка на женщину к 2015 г. и до 1,95 к 2025 г.; снижение смертности в 1,5 раза к 2015 г. и в 1,6 раза – к 2025 г.). Далее мы детально обсудим ряд несоответствий концепции излагаемым в ней целям и предложим пути ее модификации для их достижения.


Средняя Азия нам поможет?

Чтобы проиллюстрировать вклад миграционного прироста, сравним расчет со всеми целевыми показателями демографической концепции и расчет, в котором сохранены те же параметры за исключением миграции.

В прогнозе демографической концепции стабилизация численности населения во многом обеспечена за счет миграции, а не за счет улучшения ситуации с рождаемостью и смертностью в стране. Однако

основные миграционные «доноры» России — страны СНГ — вскоре окажутся в демографической яме, для ряда стран (например, Украины) более серьезной, чем российская.

Наиболее резким спад рождаемости был в странах Средней Азии, впрочем, с очень высокого уровня, тем самым проблема депопуляции им пока никак не грозит, но сокращение прироста численности рабочей силы там сейчас происходит очень заметное. На рынок труда в ближайшие годы в странах СНГ будут выходить все более и более малочисленные возрастные когорты, что приведет к значительному уменьшению избытка рабочей силы и послужит мощным фактором сокращения миграционного прироста населения России.

В этих условиях не приходится ждать сколько-нибудь заметного увеличения миграционного прироста; это скорее дает основание ожидать его значительного сокращения. Даже для сохранения миграционного прироста на уровне 2010 года необходимо будет приложить очень значительные усилия (поэтому в дальнейшем мы подобный сценарий будем рассматривать в качестве оптимистического).

Статистика это подтверждает: в 2010 году произошло существенное сокращение миграционного прироста.

И уменьшение это произошло прежде всего за счет уменьшения числа прибывших из стран СНГ (с 241 до 159 тыс. чел.).

В целом динамика миграционного прироста населения России выглядит так:

4

Таким образом, планы решения демографических проблем России за счет миграционного прироста (а не за счет стимулирования рождаемости и ликвидации российской сверхсмертности), представленные в демографической концепции, являются крайне рискованными.

Кроме того, дополнительные меры, направленные только на одно из направлений (снижение смертности или повышение рождаемости), недостаточны. Сравнение модельных расчетов приведено на рисунке 5.

При этом расчет показывает, что в стратегической перспективе, характерной для демографических процессов (медленных по своей сути) это ведет к нарастающим темпам убыли населения.

Исключение составляет, очевидно, недостижимый сценарий повышения к 2021 году и удержанию впоследствии рождаемости на уровне 2,20 ребенка на женщину

(Данный показатель зафиксирован в Исландии в 2009 и 2010 гг.)

Больше рожать и меньше умирать

Проведенные расчеты показывают, что для достижения целевого показателя в 145 млн чел. к 2025 году необходимо добиться одновременного кардинального снижения смертности до уровня заметно более низкого, чем предполагается концепцией демографической политики, и кардинального роста рождаемости до уровня более высокого, чем заложен в этой концепции в качестве целевого:

• К 2023 году достичь уровня смертности, обеспечивающего ожидаемую продолжительность жизни 79,9 года (для мужчин: 77,6 года, для женщин: 82,2 года).

• К 2025 году достичь уровня рождаемости 2,05 ребенка на женщину.

• На период до 2025 г. поддерживать миграционный прирост на уровне 2010 г. (158 тыс. чел. в год).

Отметим, что достижение одной из целей — ожидаемой продолжительности жизни мужчин в 77,6 года — не представляется столь уж нереалистичным, ведь эта цифра лишь на четыре года больше, чем в одной из самых бедных (но при этом и одной из самых малопьющих) стран Европы — в Албании. Таким образом, для выхода на этот уровень достаточно было бы применить в полном объеме (включая и многократное повышение акцизов) стандартный набор рекомендаций Всемирной организации здравоохранения по контролю над алкоголем и табаком. Достижение целей по миграции и рождаемости представляется значительно более сложным.