Российские ученые достигли поверхности подледного озера Восток, находящегося в Антарктиде на глубине 4000 метров. Процесс бурения проходил более 20 лет. Теперь исследования озера будут продолжены в декабре 2012 года, когда в Антарктиде наступит лето.
В настоящее время в ААНИИ начальник российской антарктической экспедиции РосгидрометаВалерий Лукин, вернувшийся накануне из Антарктиды, докладывает об успешном завершении бурения.
Открытие озера Восток — одно из крупнейших географических открытий второй половины XX века. Это озеро уникально тем, что находилось в изоляции от земной поверхности на протяжении сотен тысяч, а то и нескольких миллионов лет. Естественным изолятором озера служил и служит четырёхкилометровый ледяной панцирь над ним. Как полагают учёные, в водах озера могут обитать живые организмы, ибо в нём имеются все необходимые для жизни факторы.
«Мы с коллегами, которые работают в районе озера Восток, примерно так себе это представляем: озеро – это открытие международного коллектива, куда входят российские, американские и британские учёные, — рассказал сайту STRF.ru начальник ПМГРЭ, почётный полярник Валерий Масолов. — В июле 1994 года на открытой конференции научного комитета по антарктическим исследованиям SCAR в РимеАндрей Петрович Капица сделал первое публичное сообщение об этом природном феномене. Отсчёт мы ведём с этой даты. А в 1995 году международный коллектив учёных, куда вошёл и Капица, в британском журнале Nature сделал первую научную публикацию».
Бурение льда с целью палеоклиматических исследований на базе станции Восток было начато в 1989 году исследователями совместной экспедиции советских, французских и американских учёных.
Начиная с глубины 3539 м, достигнутой к 1996 году, химический и изотопный состав льда и его кристаллографическая структура существенно изменились — оказалось, что этот лёд представляет собой замороженную воду подлёдного озера.
Задержка была вызвана в том числе и беспокойством иностранных ученых в связи с тем, что при бурении использовался антифриз на основе керосина, чтобы скважина не замерзала при температурах до минус 90 градусов. Этот антифриз мог привести к загрязнению вод подледного озера и погубить микрофауну, если она там имеется. Однако, как заявил Валерий Лукин, руководитель российского проекта, были приняты все меры предосторожности, чтобы не допустить загрязнения. В частности, технология бурения была апробирована в схожих условиях в Гренландии.
Сезонные работы 57-й российской антарктической экспедиции (РАЭ) по бурению льда над озером Восток начались 2 января 2012 года.
«Одновременно идёт бурение, гляциологи и биологи выдвигают свои предположения, в ледяном покрове обнаруживают определённые микроорганизмы, которым там вообще-то не место.
Каждое предположение надо доказывать. Мы опираемся на фактурный материал, американцы больше моделируют, — рассказывал Валерий Масолов о ходе работ. — Фантазии у них самые необыкновенные, благо современные компьютеры предоставляют возможности моделировать всё что хочешь. Мы стараемся сначала проводить измерения с помощью геофизических методов и только потом моделировать».
Все работы этого сезона планировалось завершить 5 февраля, после соприкосновения буровой установки с водной толщей озера и выполнения комплекса специальных работ, что в итоге и произошло.
Теперь в Антарктиде начинается длительная десятимесячная зима, которая делает невозможными работы по исследованию озера. Специалисты вернутся к продолжению исследований лишь в декабре 2012 года, чтобы добыть образцы свежезамороженной воды озера, прошедшей в скважину, и исследовать их.
Стоит отметить, что предстоящему завершению бурения озера Восток иностранные СМИ на минувшей неделе уделили внимание чуть ли не больше, чем российские. Так, исследователь Университета Монтана (США) Джон Приску дал много комментариев различным изданиям, рассказывая о важности предстоящего события. Правда, с одним из таких комментариев произошел казус: в результате ряд СМИ сообщил со ссылкой на Приску о том, что российская экспедиция по бурению озера Восток пропала и уже пять дней не выходит на связь. В итоге ученому пришлось выступить со специальным заявлением, в котором он сообщил, что не говорил ничего подобного. Что касается процесса бурения, то Приску на вопрос, хотел бы он оказаться на месте бурения в момент достижения поверхности озера, ответил так: «Да, я бы хотел там быть. Но думаю, я бы все равно стоял в ста метрах от скважины».