Частный корабль на мокрый Марс

На Марсе в 30 раз больше углекислого газа и больше жидкой воды

Аппарат Mars Reconnaissance Orbiter обнаружил на Марсе в тридцать раз больше углекислого газа, чем думали ученые, что, вероятно, означает и увеличение площади, на которой возможно существование воды в жидком виде.

Знаменитая частная ракета «Дракон» компании SpaceX, основанной создателем платежной системы PayPal Элоном Маском, может однажды свозить людей на Марс. В этом уверены создатели ракеты, распространившие накануне сообщение о стратегии своего развития. Ближайшая цель разработчиков частной ракеты – обеспечить доставку грузов на МКС. Следующей стадией станут пилотируемые полеты к МКС и назад на Землю. Кроме того, «Дракон» сможет приземлиться «почти в любом месте Земли или другой планеты с ювелирной точностью», следует из заявления компании.

Текущая версия «Дракона» успешно добралась до околоземной орбиты и вернулась назад (ее вывела на орбиту ракета Falcon 9 также производства SpaceX).

Неделю назад компания получила от NASA финансирование в размере $75 млн и уверена, что этих денег достаточно, чтобы сделать из текущей грузовой капсулы «Дракона» пассажирскую.

«При поддержке NASA SpaceX сможет запустить первый пилотируемый корабль уже в 2014 году», — уверен Маск. Он основал SpaceX в июне 2002 года. Изначально в компании работали всего 160 человек, к июлю 2008 года число сотрудников превысило 500. Впрочем, количество персонала остается самым невысоким в отрасли, что отражает стремление хозяев максимально удешевить запуски.

Однако самой важной долгосрочной целью, по мнению Маска, является создание полностью обеспечивающей себя колонии на Марсе.

Он уверен, что «Драконы» смогут летать на Марс и обратно, заправляясь на красной планете местным метаном или другим топливом.

Сейчас Марс активно изучается беспилотными миссиями NASA, и, возможно, его среда не столь негостеприимна для человека, как это традиционно предполагается. Например, на планете обнаружены значительные запасы твердого углекислого газа – «сухого льда». Результаты исследований аппарата Mars Reconnaissance Orbiter публикует журнал Science.

С помощью мощного радара, «проникающего взглядом» под поверхность планеты, ученые обнаружили большие залежи CO2 у ее южного полюса.

Объемы обнаруженных отложений углекислоты примерно равны объему воды в самом большом по площади земном пресном водоеме — озере Верхнем (около 12 тысяч куб. км). Это количество эквивалентно 80% содержания углекислого газа в современной атмосфере Марса.

Углубления на уровне подповерхностных отложений говорят о том, что «сухой лед» понемногу испаряется. Таким образом, содержание углекислого газа в марсианской атмосфере постоянно растет. Всего же в атмосфере Марса 95% диоксида углерода (по сравнению с 0,04% в земной атмосфере).

«Мы знали о существовании «сухого льда» наряду с замерзшей водой в этой части Марса, но в реальности отложения СО2 оказались в тридцать раз больше, чем мы предполагали. Теперь мы знаем, что лишь половина марсианского углекислого газа находится в атмосфере, а еще половина заморожена. Но так было не всегда: в разные промежутки времени он мог либо полностью находиться в атмосфере, либо весь перейти в твердую фазу», — отметил Роджер Филлипс, руководивший работой.

Рост содержания углекислоты в атмосфере привел бы к усилению ветров, которые подняли бы больше пыли, и пыльные бури стали бы более частыми и мощными. Кроме того, при таких метеоусловиях на планете увеличились бы площади, на которых возможно существование воды в жидком виде.

Таковы результаты моделирования изменения климата в зависимости от наклона оси Марса

– именно он, по мнению исследователей, ответственен за изменение свойств атмосферы. Оказалось, что общая масса атмосферы Марса может измениться в несколько раз в течение всего 100 тысяч лет или даже меньше.

«Наклон оси Марса в сочетании с вызванным им уплотнением атмосферы способен вызвать парниковый эффект и существенное повышение температуры на поверхности планеты. Наоборот, более массивная шапка «сухого льда» у полюса охлаждает планету.

Однако охлаждающее воздействие льдов на Марсе будет сильнее: его атмосфера в любом случае слишком разрежена для создания работающей «шубы», — подытожили авторы работы.

Shallow Radar предназначен для изучения поверхности Марса и подповерхностного зондирования планеты. Прибор принципиально способен обнаружить жидкую воду и лед на глубинах до нескольких сотен метров от поверхности (речь идет о слоях воды или льда толщиной от 10 м).