Подпишитесь на оповещения
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

Чем древнее, тем человечнее

Древние динозавры массоспондилы заботились о потомстве

Александра Борисова 15.11.2010, 14:46
Heidi Richter

Детеныши древнейших динозавров массоспондилов, как и человеческие младенцы, появлялись на свет без зубов, пропорции их тела значительно отличались от взрослых особей, и на первых этапах жизни они нуждались в родительской опеке, показало микроскопическое исследование хорошо сохранившихся останков эмбрионов этих животных. Эти данные позволяют по-новому взглянуть на процесс зарождения динозавров.

В 1976 году в ЮАР были найдены превосходно сохранившиеся яйца небольшого травоядного динозавра массоспондила (Massospondylus). Небольшой динозавр (в длину он не превышал пяти метров) примечателен тем, что он жил в ранний юрский период (200–183 млн лет назад) и является одним из самых древних динозавров. 30 лет останки провели в музее (сейчас они находятся в Королевском музее Онтарио), после чего их исследованием занялись канадские ученые из Университета Торонто.

Работа, проливающая свет на процесс развития и роста ранних динозавров, опубликована в Journal of Vertebrate Paleontology.

Эмбрионы массоспондила, кроме всего прочего, являются самыми древними из найденных на сегодняшний день зародышей наземных позвоночных,

поэтому изучение процесса их развития особенно интересно.

Фото скелета эмбриона массоспондила//Diane Scott

Массоспондилы имели длинную шею и хвост и во взрослом возрасте могли передвигаться на двух ногах. Передними лапами они защищались от хищников и собирали листву, которой питались. Детеныши массоспондилов передвигались на четырех ногах. Этих динозавров относят к группе прозауроподов – предков зауроподов, к которым относятся знаменитые гиганты диплодоки и бронтозавры.

Подробное исследование хрупких останков стало возможным благодаря новейшим технологиям подготовки образцов и их микроскопического исследования, отмечает профессор Роберт Рейш, руководивший работой.

Древнейшие эмбрионы динозавров сохранились настолько хорошо, что ученые смогли полностью восстановить строение скелета животного и сделать ряд важных выводов о его анатомии.

Уровень оссификации – степень завершенности формирования костной ткани скелета – говорит о том, что эмбрионы были уже взрослыми и готовились покинуть оболочку яйца. Анализ строения эмбрионов подтвердил, что будущие детеныши очень сильно отличались от взрослых особей по пропорциям тела. 20-сантиметровые «детки» намеревались ходить на четырех ногах, их передние конечности были относительно длинными, а головы – непропорционально большими. В процессе роста они принципиально менялись: у взрослых особей головы были маленькими, а передние конечности заметно меньше задних. Таким образом, в процессе развития динозавров шея и задние конечности росли быстрее, чем голова и передние конечности. Напротив, пропорции тела потомков прозауроподов – зауроподов – во взрослом возрасте больше напоминали пропорции тела найденных эмбрионов.

В этом развитие массоспондила напоминает человеческое – в раннем возрасте детеныш неуклюж и непропорционален, его тело удлиняется и приобретает правильные очертания в процессе роста.

Реконструкция скелета эмбриона массоспондила, показывающая, какие кости сохранились в найденном эмбрионе//Diane Scott

Кроме того, зародыши (как и человеческие младенцы) лишены зубов. В совокупности с нарушенными пропорциями тела это позволяет ученым предположить, что при рождении они были беспомощными и неспособными добывать пищу. На первых этапах развития о маленьких массоспондилах, скорее всего, приходилось заботиться их родителям.

«Это исследование приоткрывает окно в мир древнейшей истории динозавров и их эволюции. Прозауроподы – это первые динозавры, обитавшие на больших территориях суши. В свое время они были одними из самых многочисленных обитателей Земли, поэтому их биология представляет огромный интерес для изучения эры динозавров», — отметил Рейш.

Первые останки массоспондилов были найдены в середине XIX века в ЮАР, и они стали одними из первых динозавров, получивших название. После этого останки прозауроподов находили в Лесото и Зимбабве.