Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Науч не поп

Проникновение поп-культуры и научной среды

Участие таких скандальных фигур, как Ксения Собчак и Тина Канделаки, в дискуссиях о судьбах российской науки и поддержке молодых талантов бессмысленно и дискредитирует любые начинания, превращая их в обычную телеклоунаду, не приносящую плодов никому, кроме самих организаторш, питающихся шумом вокруг их имен.

В последнее время в правительственных кругах наблюдается забавная тенденция заниматься не своим делом. Девушки-спортсменки Алина Кабаева и Светлана Хоркина заседают в Думе, а отечественным спортом, наоборот, руководит совсем не спортивный Виталий Мутко, оказавшийся почему-то более «подходящим», чем титулованный Вячеслав Фетисов.

Не отстает и шоу-бизнес, где новые лица вообще большая редкость, а имеющиеся персонажи буквально заполонили телеэкран: на всех центральных каналах в концертах участвуют одни и те же певцы, а ведут их одни и те же ведущие.

Но причем тут наука, спросите вы? А притом что поп-фигуры, видимо, слишком буквально восприняли созвучие своего название с понятием «научно-популярные программы» и бросились на баррикады.

Причем проявить себя решили все те же вездесущие ведущие, затесавшиеся даже на музыкальный фестиваль в Юрмале, — Ксения Собчак и Тина Канделаки. Первая прославилась, проведя нелицеприятное для Российской академии наук ток-шоу, а вторая и вовсе решила спасти всех одаренных российских детей разом, кинув клич в своем «живом журнале».

Что же тут плохого? В РАН действительно немало изъянов — здоровая критика ей точно не повредит. А умных деток и правда неплохо поддержать.

Запись программы Собчак на Пятом канале состоялась за день до заседания президиума РАН, на котором присутствовала автор статьи. Нужно ли говорить, что зал бурлил, выказывал негодование некорректным обращением с академиками, попытками направить дискуссию в заданное русло и вырвать слова из контекста. Отложим сейчас обсуждение того, кто прав, кто виноват в споре. Важно другое: а чего господа академики, собственно, ожидали от дискуссии под руководством лидера, который на соседнем канале после 11 вечера каждый день учит подростков-переростков не ругаться матом и чинить разврат в дозволенных обществом рамках?

Шоу Ксении Собчак не место для дискуссий о судьбах российской науки.

В итоге себя очернили все участники дискуссии – и академики, и их оппоненты (это впоследствии косвенно признали несколько участников программы). Ученые должны «идти в народ», но при этом тщательно выбирать трибуны для своих выступлений, иначе они будут вовлечены в спектакль современного ТВ, где главной целью является вызвать громкий крик аудитории, а не конструктивный диалог и достижение конечного результата. Ни академики, ни их оппоненты не должны вставать на один и тот же гектар с поп-героями, иначе они просто дискредитируют себя, перейдя в разряд мультяшных персонажей, к которым власть имущие уже будут не прислушиваться с чистой совестью.

Та же ситуация и с детскими олимпиадами. Почему-то стало хорошим тоном приглашать Тину Канделаки на олимпиадные и околоолимпиадные события. Вот концерн «Ситроникс» организовал российско-французскую олимпиаду по математике, сделал портал «Учи математику» — более чем похвальное начинание. Высокотехнологичная компания создает на рынке спрос на инженерные кадры и ведет агитацию среди молодежи, пытаясь поднять престиж технического образования и этим обеспечить себе в будущем сильных сотрудников.

Но зачем в этой цепочке «работодатель — будущий работник» громогласная ведущая конкурса эрудитов, победа в котором не имеет ничего общего с решением математических задач олимпиадного уровня, требующих как раз думать, а не запоминать?

Канделаки тем шумом, который она создает вокруг своего малоосмысленного проекта – создания «сайта для одаренной молодежи», – только отвлекает общественность от решения реальных проблем в образовании и трудоустройстве «умников». Создание хорошего «списка» олимпиадников и их пиар в интернет-СМИ никак не решит их будущие проблемы — и уж тем более проблемы тех, кто идет за ними следом и рискует вообще остаться без бесплатного школьного образования при текущих реформах. Кроме самопиара поп-дивы, иного ощутимого результата ждать не стоит.

Между тем она демонстрирует и совершенное непонимание психологии одаренного и достигшего успеха ребенка в переходном возрасте. Автор заметки выросла в среде олимпиадников – около половины «вундеркиндов» при обучении в университете без попечения родителей абсолютно уходили от учебы и уже не оставались в числе лучших. Потому что кроме интеллектуальных способностей для успешной постоянной работы нужны способности к самообучению, самовоспитанию, стремление к постоянному росту, которые могут и отсутствовать у находившегося под жестким контролем ребенка.

В такой ситуации лишний шум вокруг юного «гения» ему может только повредить.

Стоящему на вершине в текущий момент нужно не приобрести «звездную болезнь», а осознать, что это не конец, а начало длинного, трудного пути, на всех этапах которого нужно развиваться и трудиться.

«Достояние нации» нуждается не в рекламе, а в реальной поддержке и предоставлении реальных возможностей для дальнейшего развития. Для этого нужно работать над разрушающейся и погрязшей в коррупции системой высшего образования, а также формировать спрос на высокотехнологичные кадры на рынке труда, а не «шуметь». И в реформах правительству стоит опираться на мнение экспертов, непосредственно работающих в науке и образовании, а не одиозных фигур из общественной палаты.

Высокая важность науки и образования для общества накладывает определенные обязательства на проекты, связанные с ними. Все они должны проходить серьезную экспертную оценку на высоком уровне и не опускаться на уровень современной телесреды, где скандальная репутация является основным залогом успеха любого предприятия. Связь серьезных дискуссий и проектов с громкими посторонними именами из шоу-бизнеса моментально переводит их в плоскость пиар-клоунады, выгодной только главному кукловоду.

Загрузка