Неандерталец в каждом из нас

Ученые расшифровали геном неандертальца

В результате расшифровки генома неандертальца ученые выяснили, что он на несколько процентов совпадает с геномом современного человека.

Международная группа ученых под руководством Сванте Пеэбо из Института эволюционной антропологии имени Макса Планка продолжает радовать научную общественность своими исследованиями генома неандертальцев. <1>15 лет назад ученые впервые объявили о расшифровке последовательности из митохондриальной ДНК неандертальцев, а два года назад ― о полной расшифровке митохондриального генома. В прошлом году шведский профессор Сванте Пеэбо и его коллеги сделали полное секвенирование (считывание последовательности нуклеотидов) ядерного генома и расшифровали пять митохондриальных геномов.

На основе этих исследований ученые смогли определить размеры всей популяции неандертальцев: оказалось, что их количество на всей планете не превышало 70 тысяч.

Сейчас же ученые сообщают о расшифровке примерно 60 процентов всего генома неандертальцев. Существенная часть нового номера журнала Science посвящена исследованию, которое представил большой коллектив ученых. В их число входят и россияне Любовь Голованова и Владимир Дороничев из АНО «Лаборатория доистории» в Санкт-Петербурге.

Основным материалом для работы стали кости из хорватской пещеры Виндия 38-тысячелетней давности. Кроме того, в работе использовали останки 43-тысячелетнего мужчины из испанской пещеры Эль-Сидрон, ребенка возрастом 60―70 тысяч лет из Мезмайской пещеры в Краснодарском крае (соответствующие образцы тканей представили как раз Голованова и Дороничев) и человека из долины немецкой реки Неандер, который определил весь вид и дал ему название.

«Расшифровка генома неандертальцев позволяет исполнить нашу давнюю мечту: мы впервые теперь можем определить генетические особенности, которые выгодно отличают нас от всех остальных организмов, в том числе и от наших ближайших эволюционных родственников», ― заявил руководитель проекта Сванте Пеэбо.

Чтобы определить, насколько современные люди похожи на неандертальцев, ученые взяли генетический материал у пяти человек, живущих в разных частях Земли, а именно: на юге Африки, в Западной Африке, Китае, Франции и Папуа ― Новой Гвинее.

Оказалось, что геном неандертальцев чуть больше похож на геном людей, которые имеют неафриканское происхождение.

Впрочем, у людей европейского, азиатского и океанского происхождения совпадение геномов составило от одного до четырех процентов. Но и этого достаточно для того, чтобы подтвердить факт скрещивания ранних людей современного типа с неандертальцами. Скорее всего, оно было активно на Ближнем Востоке, после ухода людей современного типа из Африки и с началом активного заселения ими Евразии.

Кроме того, ученые выявили участки генома современных людей, которые не встречаются у неандертальцев, могли сформироваться в результате эволюции и естественного отбора и способствовали выживанию людей современного типа. В результате работы было выявлено 212 таких участков ДНК, в 20 из них наиболее ярко выражены признаки положительного отбора. Мутации трех генов в этих участках приводят к нарушению психического и интеллектуального развития, как, например, синдром Дауна, аутизм и шизофрения. Другие гены в этих участках отвечают, в частности, за обмен веществ и развитие черепа, ключицы и грудной клетки.

«Здорово думать, что в некоторых из нас есть немного генов неандертальцев.

Но для меня наиболее интересным аспектом нашей работы является поиск доказательств положительного отбора, который произошел у людей современного типа», ― заявил руководитель исследования.

Пеэбо подчеркивает, что все подобные исследования требуют гораздо большей работы. Очевидно, что от его группы в ближайшее время стоит ожидать новых интересных результатов.