Обезьяны избавились от дальтонизма

Ученые вылечили обезьян от дальтонизма

Две особи беличьих обезьян благополучно вылечились от дальтонизма путем безопасного исправления генов. Ученые полагают, что подобная технология в скором будущем появится и для лечения дальтонизма у людей.

Английский ученый Джон Дальтон до 26 лет не знал, что имеет недостатки зрения и не различает красный и зеленый цвета. Узнав об этом, он, как истинный ученый, описал симптомы этой болезни, которая в результате получила его имя и теперь называется дальтонизмом. Появление этого недуга вызывается нарушением производства одного или нескольких светочувствительных пигментов в зрительных рецепторах колбочек — нервных клеток центральной области сетчатки.

Дальтонизмом страдают миллионы людей во всем мире, по статистике эта болезнь наблюдается у 2–8% мужчин и менее чем у 0,5% женщин. Это связано с тем, что передача дальтонизма по наследству связана с X-хромосомой и обычно передаётся от матери, носительницы гена, к сыну.

Невозможность отличить красный цвет от зеленого создает ряд проблем дальтоникам, в частности из-за этого они не могут правильно воспринимать сигнал светофора.

«Люди, страдающие дальтонизмом, очень переживают из-за этого своего недостатка, — утверждает Джей Нитц, профессор офтальмологии университета Вашингтона. — Когда мы найдем способ безопасно лечить дальтонизм у человека, уверен, что много людей захочет воспользоваться им. К тому же есть вероятность, что такая технология позволит устранить и другие проблемы со зрением».

Все это ожидает человечество в будущем; пока же группе ученых из Вашингтонского университета и университета Флориды удалось генетическим путем вылечить дальтонизм у двух особей беличьих обезьян. Результаты их работы опубликованы в журнале Nature.<2>

Опыт по исправлению дальтонизма у беличьих обезьян был инициирован 10 лет назад, когда Джей Нитц и его супруга Морин Нитц начали работать с двумя особями по имени Дальтон и Сэм, которые страдали дальтонизмом.

В первую очередь нужно было научить животных сообщать о том, какие цвета они видят.

Для этого была применена процедура, подобная той, которая используется для определения различия цветов маленькими детьми — на основе картинок, на которых изображены скопления точек, отличающиеся друг от друга по размеру, цвету и его насыщенности. Когда обезьяны правильно указывали цвета, они получали в награду виноградный сок.<3>

Параллельно Уильям Хаусвирт с коллегами из университета Флориды начали разрабатывать технику передачи генов для исправления дальтонизма. Общая идея заключалась в том, чтобы, используя безопасный адено-связанный вирус, ввести в клетки нужный ген. Повреждение или отсутствие этого гена у дальтоников приводит к отсутствию или недоразвитию в их сетчатке светочувствительных рецепторов – опсинов.

В случае с обезьянами речь шла о так называемом длинноволновом опсине, чувствительном к излучению в красной части спектра.

При этом в разработке методов лечения дальтонизма у обезьян за основу был взят ген из ДНК человека, что облегчит в дальнейшем задачу поиска метода лечения дальтонизма у людей.

В результате, спустя пять недель после лечения, обезьяны вдруг стали различать красный и зеленый цвета, причем, как ученые выяснили за полтора года наблюдений, до 16 оттенков каждого цвета. «Мы сразу же узнали, когда лечение дало результат. Они проснулись и увидели новые для себя цвета, — рассказал Нитц. — Мы десять лет наблюдали за Дальтоном и Сэмом, и они для нас уже как дети. Это дружелюбные и очень послушные обезьянки. Мы считаем, что имеет смысл продолжать наблюдать за ними, чтобы проверить, будет ли меняться их зрение в дальнейшем».

Нет сомнений, что работы в этом направлении будут продолжены, и главная их цель заключается в том, чтобы найти метод лечения дальтонизма у людей.