Слушать новости
Телеграм: @gazetaru
СПРАВКА

Стекло

твёрдый аморфный материал, полученный в процессе переохлаждения расплава. Для стекла характерна обратимость перехода из жидкого состояния в метастабильное, неустойчивое стеклообразное состояние. При определённых температурных условиях кристаллизуется.

Стекло не плавится при нагревании подобно кристаллическим телам, а размягчается, последовательно переходя из твёрдого состояния в пластическое, а затем в жидкое. По агрегатному состоянию стекло занимает промежуточное положение между жидким и кристаллическим веществами. Упругие свойства делают стекло сходным с твёрдыми кристаллическими телами, а отсутствие кристаллографической симметрии (и связанная с этим изотропность) приближает к жидким. Склонность к образованию стекла характерна для многих веществ (селен, сера, силикаты, бораты и другие).

В природе существует природное стекло — перлит, обсидиан.

Появление искусственного стекла обычно связывают с развитием гончарства. При обжиге на изделие из глины могла попасть смесь соды и песка, в результате чего на поверхности изделия образовалась стекловидная плёнка-глазурь. Первоначально получались непрозрачные стекло, с помощью которых имитировали поделочные камни (малахит, бирюзу и так далее). Постепенно состав стекла менялся, количество окислов щелочных металлов с 30% (по массе) уменьшилось до 20%; в стекла вводились окислы свинца и олова; для окрашивания стали добавлять соединения марганца и кобальта.

Коренные изменения в технологии стеклоделия произошли на рубеже нашей эры, когда были решены две важнейшие проблемы стеклоделия – изготовление прозрачного бесцветного стекла и формование изделий выдуванием. Получение прозрачного стекла стало возможным в результате усовершенствования стекловаренных печей, что позволило повысить температуру варки и надёжно воспроизводить условия хорошего осветления стекломассы. Стеклодувная трубка, изобретённая в I веке до н. э., оказалась ниверсальным инструментом, с помощью которого стало возможным создавать простые, доступные всем предметы обихода, например посуду.

Первым научным трудом по стеклоделию считают вышедшую во Флоренции в 1612 книгу монаха Антонио Нери, в которой были даны указания об использовании окислов свинца, бора и мышьяка для осветления стекла, приведены составы цветных стекол. Во второй половине XVII века немецкий алхимик Кункель опубликовал сочинение «Экспериментальное искусство стеклоделия», он же изобрёл способ получения
золотого рубина.

В 1615 в Англии стали применять для нагрева стеклоплавильных печей уголь, что повысило температуру в печи. С начала XVII века во Франции был предложен способ отливки зеркальных стекол на медных плитах, с последующей прокаткой; в то же время был открыт метод травления стекла смесью плавикового шпата и серной кислоты, освоено производство оконного и оптического стекла.

Художественное стекло включает в себя витражи, смальтовые мозаики, сосуды художественные, архитектурные детали, декоративные композиции, скульптуру (обычно малых форм), светильники, искусственные драгоценности (бижутерия). В древнем мире производство стекла было особенно развито в Египте (эпоха Птолемеев, IV–I века до н. э.), Сирии, Финикии, Китае. Как правило, в искусстве древнего мира изделия из стекла (небольшие вазочки, чаши, блюдца, бусы, серьги, амулеты, печати) изготовлялись посредством прессования в открытых глиняных формах или путём навивания стекломассы на палочку; такое Стекло обычно было непрозрачным, а по цвету – зелёным, голубым, бирюзовым.

С VI века центры художественного стеклоделия сосредоточились в Византии, где процветала выделка цветного непрозрачного стекла для посуды и смальт. В средневековой Западной Европе эпохи готики важнейшей областью искусства, стимулировавшей развитие вкуса к художественному стеклу, было изготовление витражей. Среди средневековых стран мусульманского Востока в XII-XIV веков
производством стеклянных изделий с эмалевыми росписями славилась Сирия.

В XV–XVI веках ведущее значение в декоративно-прикладном искусстве Европы приобрело венецианское стекло. С изобретением в XVII веке более твёрдого кальциевого стекла и развитием техники гравировки центр художественного стеклоделия переместился в Чехию. С 1770-х годов (первоначально в Англии) стало широко применяться стекло, полученное на основе окиси свинца (хрусталь или флинт-гласе), главным способом обработки которого явилось так называемое алмазное гранение, выявляющее способность хрусталя преломлять или отражать свет.

Начиная с XVIII века интенсивно развивается и производство искусственных драгоценных камней. На рубеже XIX–XX веков к художественному стеклу обращаются специалисты по декоративно-прикладному искусству.

БСЭ


ВЕРНУТЬСЯ К СТАТЬЕ