Мегаполис кхмеров

Площадь столицы государства кхмеров оказалась втрое больше, чем считали до сих пор археологи

Столица древней империи кхмеров город Ангкор оказался втрое больше, чем считали до сих пор археологи. После обработки радарных снимков учёные нашли 74 новых храма и целую систему неизученных ирригационных сооружений.

Согласно последним данным специальной радарной съёмки, площадь древней столицы государства кхмеров города Ангкор, расположенного на территории Камбоджи, втрое больше, чем считалось до сих пор. Найденный в середине XX века город тщательно изучается археологами всего мира. Однако только теперь стало понятно, что площадь его достигала 3 тысяч кв. км. Город существовал с IX по XVI вв. н.э. и, судя по новым данным, превышал по площади единовременные ему города как минимум на порядок.

Чтобы провести радарную съемку города-храма и окрестностей, археологи из Австралии, Франции и Камбоджи, работающие в проекте Greater Angkor Project в 2000 году использовали специальный самолет-лабораторию NASA AIRSAR (Airborne Synthetic Aperture Radar (AIRSAR), разработанный и построенный в Лаборатории реактивного движения (JPL). Этот самолет представляет собой бывший пассажирский лайнер DC-8. Особую пользу его способность «видеть» рельеф поверхности сквозь облака приносит в тропических районах: небо там почти всегда облачное. Кроме того, излучение AIRSAR проникает и сквозь кроны деревьев.

После чего еще семь лет ушло на «перевод» радарной съемки (которую провели с высочайшим разрешением) в топографическую карту. Здесь доктору Дамиану Эвансу из Университета Сиднея помогали специалисты JPL. В результате выяснилось, что джунгли все еще прячут две трети городской агломерации Ангкора, совершенно не известной историкам и археологам.

В том числе радар помог уточнить местоположения 94 известных храмов и обнаружить как минимум 74 новых.

Кроме того, стали видны около тысячи искусственных водоемов.

Итоги работы опубликованы в Proceedings of the National Academy of Sciences.

Теперь археологам предстоит очень большая работа по изучению вновь открытых объектов. Группа доктора Дамиана Эванса планирует отправиться в камбоджийские джунгли в начале 2008 года. Главной целью ученых станет получение новых данных, которые могут пролить свет на причины гибели города-храма.

Пока что предполагается, что Ангкор погиб в результате некой природной катастрофы, после которой разрушилась система водоснабжения средневекового мегаполиса.

Напомним, что об этом древнем памятнике современная цивилизация узнала сравнительно недавно. Ангкор обнаружил 22 января 1861 года французский путешественник Анри Муо. В 1992 году Ангкор внесен в список Всемирного наследия Юнеско под №688.