«Миры» ушли на дно

Началось уникальное погружение на дно Северного Ледовитого океана

, ,
Фото: ИТАР-ТАСС
Глубоководные аппараты «Мир-1» и «Мир-2» отправились на дно Северного Ледовитого океана. Как рассказал перед погружением «Газете.Ru» пилот одного из «Миров», самым сложным этапом станет возвращение. Ему помешают дрейфующие льды, сильные течения и отсутствие привычной системы навигации.

Батискаф «Мир-1» благополучно достиг дна Северного Ледовитого океана. Об этом «Вестям» сообщил руководитель экспедиции Артур Чилингаров. По данным приборов, глубина составляет 4 тысячи 261 метр.

К финальной точке постепенно приближается и второй батискаф - «Мир-2», ожидается, что он коснется дна примерно через час. На дне оба подводных судна проведут около 60 минут, собирая пробы грунта и фотографируя окрестности, и потом начнут долгое всплытие - оно продлится пять часов.

Накануне вечером российская экспедиция «Арктика-2007» достигла своей цели — Северного полюса. После ночи подготовки (впрочем, на полюсе сейчас полярный день) утром два батискафа «Мир» начали погружение на дно Северного Ледовитого океана. Как сообщает официальный сайт института Арктики и Антарктики, погружение «Мира-1» началось в 10.30, экипаж «Мира-2» занял свои места в 11.50.

Оба погружения займут 8–9 часов

Как сообщает РИА «Новости», один аппарат «Мир» пилотирует профессор-океанолог Анатолий Сагалевич. В составе экипажа президент Ассоциации полярников, специальный представитель президента России по вопросам 3-го Международного полярного года, а также вице-спикер Госдумы Артур Чилингаров, и депутат Госдумы Владимир Груздев. Экипаж второго батискафа международный. Кроме пилота, россиянина, кандидата технических наук Евгения Черняева, и генерального директора ИФК «Метрополь» и кандидата географических наук Михаила Слипенчука в него вошли австралийский ученый-подводник Майк Макдауэлл из Университета Квинсленда и швед Фредерик Паулсен, руководитель Фонда поддержки народов Севера и фармацевтической компании «Ферринг», удостоенный звания «Почетный полярник России».

Участие множества VIP-персон в погружении оправдано тем, что экспедиция финансируется в том числе и на частные пожертвования. Тот же Паулсен, в частности, финансирует издание «Северной энциклопедии» и поиски мамонтов в Якутии.

Научная программа путешествия на дно весьма насыщенна: во-первых, возьмут образцы грунта, придонной воды и постараются поймать какую-нибудь местную живность. Во-вторых, уложат на дне памятную капсулу с флагом России. А в-третьих, попытаются связаться со дна моря с МКС. По словам Артура Чилингарова, связь осуществится по схеме: батискаф — корабль «Академик Федоров» (научно-экспедиционное судно, на борту которого будет находиться часть участников экспедиции) — ЦУП — МКС.

В ходе экспедиции батискафы уже совершали тренировочное подледное погружение — впервые в мире. Тогда они опустились на глубину около 1300 метров в 87 километрах к северу от Земли Франца-Иосифа. Как передаёт ОРТ, учёные видели на дне активную жизнь, много разных рыб (в том числе скатов).

Аппараты «Мир-1» и «Мир-2», которые могут погружаться на 6-километровую глубину, построены в 1987 году в Институте океанологии РАН им. Ширшова и с тех пор совершили почти 600 погружений во всех районах мирового океана. Они работали на затонувшей АПЛ «Комсомолец», обеспечивая радиационную безопасность, исследовали место аварии АПК «Курск», участвовали в съемках более десятка полнометражных художественных и документальных фильмов, самый известный из которых — «Титаник» Джеймса Камерона. Каждый год «Миры» совершают десятки научных погружений с участием биологов и геологов разных стран. Эти глубоководные аппараты — гордость нашей страны, то, в чем мы «впереди планеты всей».
Хотя все погружения «Миров» технически сложны и уникальны, среди них есть несколько поистине экстремальных — по продолжительности, по техническому заданию, по природным условиям. Двойное погружение на Северном полюсе на глубину 4,2 км, очевидно, пополнит этот список.

Как рассказал «Газете.Ru» пилот аппарата «Мир-1», кандидат технических наук Евгений Черняев, обычно навигации «Миров» помогала специальная система звуковых датчиков, которую распределяли по поверхности океана над местом погружения. Сейчас же сделать подобную подстраховку невозможно, поэтому погружаться придётся без привычной системы навигации. К тому же в районе Северного полюса сильные течения. Поэтому за время погружения (три часа вниз, два на дне и три на всплытие) корабли наверняка отдрейфуют в неизвестном направлении. Да и сами аппараты может снести. Поэтому требуется немалый профессионализм и изрядная доля удачи, чтобы экспедиция завершилась успехом. Должно помочь и уникальное навигационное оборудование.

Черняев рассказал также, что, так как в ближайшие годы вряд ли удастся вновь добраться до дна Северного Ледовитого океана на Северном полюсе, на обоих «Мирах» установлено множество датчиков, а также трубосборники для отбора донного грунта, фото- и видеоаппаратура. Также по всей толще воды непрерывно планируется вести гидрофизические измерения

Экспедиция «Академика Фёдорова», который уже 25 раз ходил в самые высокие широты и в 2005 году впервые в мире сам, без ледокола, достиг Северного полюса, готовилась в течение двух лет. Главная ее задача, выполнить которую как раз и должны аппараты «Мир», погрузившись до дна океана в районе Северного полюса, — научно доказать, что дно в районе полюса принадлежит континентальному шельфу с российской стороны Ледовитого океана, что позволит России разрабатывать богатые нефтяные месторождения, обнаруженные на океанском шельфе.