Запах мачо делает женщин умнее

Запах мужских феромонов стимулирует формирование новых нейронов в мозге самок. К такому выводу пришли сотрудники Университета Калгари (провинция Альберта), работающие под руководством Сэмюэля Вайсса. Они выделили мозговой стимулятор из мочи доминирующих мышей-самцов.

Моча содержит множество половых феромонов, которые используются животными для поиска и выбора партнеров. Однако механизм действия этих соединений до конца не ясен. Канадские ученые и посвятили свою работу изучению эффектов, которые ферромоны оказывают на мозг животных.

Авторы на неделю помещали взрослых самок мышей в вольеру с загрязненной подстилкой и изучали изменения, происходящие при этом в головном мозге животных. Оказалось, что при содержании на подстилке, пропитанной мочой доминантных самцов, у самок на 25% увеличивается количество нейронов двух регионов мозга — гиппокампа, играющего важную роль в формировании памяти, и обонятельной луковицы. В то же время чистая подстилка и подстилка, пропитанная мочой самок или второстепенных самцов, не оказывает подобного эффекта.

Самки обычно отдают предпочтение доминирующим самцам, однако введение препарата, блокирующего рост нейронов, обуславливало их безразличие к статусу самца. Это подтверждает предположение, согласно которому взрослый нейрогенез вовлечен в процесс выбора партнеров самками мышей.

В течение всей жизни такие виды активности, как физические упражнения, обучение и спаривание, стимулируют формирование новых нейронов в гиппокампе или обонятельной луковице. Авторы подчеркивают, что им впервые удалось выявить стимул, запускающий рост клеток одновременно в двух этих структурах.

Вайсс считает, что феромоны связываются со специализированными рецепторными белками, которые посылают сигнал еще одному региону мозга – гипоталамусу, что приводит к высвобождению гормонов, вызывающих появление новых нейронов.

По словам Барри Кеверна из Кембриджского университета (Великобритания), продемонстрировавшего способность феромонов самцов стимулировать рост нейронов в сошниково-носовом органе самок, считающемся ответственным за выявление феромонов у ряда млекопитающих, идентифицированный механизм является лишь частью головоломки.

Неизвестно, могут ли мужские феромоны стимулировать формирование новых нейронов в мозге женщин. Однако, учитывая, что наши рецепторы во многом сходны с мышиными, не исключено, что из мужской мочи можно выделить вещества, запах которых если и не сделает женщин умнее, то сможет вскружить им головы.
Статья канадцев вышла 1 июля в журнале Nature Neurosciences