Киль отдает концы

Получено новое изображение Эты Киля

Астрономы проследили за жизнью одной из самых неустойчивых звёзд нашей галактики --Эты Киля. Звезда вот-вот превратится в сверхновую. И хотя, скорее всего, никто из жителей XXI века до взрыва не доживёт, посмотреть на гибель Эты можно уже сейчас.

Рентгеновский телескоп Chandra совместно с космическим телескопом Hubble получили новое интересное изображение процессов, которые происходят с одной из самых ярких, массивных и неустойчивых из известных звезд — Эты Киля (Eta Carinae, carinae — киль ( лат).).

Эта звезда массой от 100 до 150 солнечных и расположенная в 7500 световых лет от нас, как полагают, вспыхнет Сверхновой через каких-нибудь миллион лет, а может, и того раньше.

Снимок в рентгеновском и оптическом диапазонах показал остатки массового выброса вещества, свет от которого дошел до Земли около 160 лет назад. Тогда, в 1840-х Эта Киля стала на некоторое время второй по яркости звездой на небосклоне. По оценкам специалистов, тогда звезда внезапно выбросила вещество массой около 10 солнечных.

Синие области на снимке (зафиксированы Hubble) показывают оптическое cвечение двух облаков газа и пыли, выброшенных звездой с полюсов. Снимок Chandra показывает более разреженные области (желтые и оранжевые), в которых выброшенное со звезды вещество взаимодействует с межзвездными газом и пылью, разогреваясь до миллионов градусов и излучая в рентгеновском диапазоне.

Анализ рентгеновских снимков показал, что выброшенное из звезды вещество состоит из более сложных атомов, чем водород и гелий, в основном, из атомов азота, а значит, это вещество образовалось в результате ядерных реакций, протекающих внутри звезды.

Эту Киля давно изучают. В 1997 году астрономы под руководством К. Дэвинстона и С. Джоансон сделали открытие, что эвезда испускает ультрафиолетовый свет в очень узком диапазоне частот, а это уже очень похоже на излучение лазера. Согласно предположению ученых, Эта Киля излучает много пучков лазерного излучения из окружающего ее облака газа (того самого, что оказалось выброшенным в 1840-х). Как сообщает сеть «Астронет», инфракрасные лазеры и микроволновые мазеры — очень редкое астрофизическое явление, а открытый в созвездии Киля естественный ультрафиолетовый лазер является первым в этом классе объектов.

В 2005 году у Эты Киля достоверно подтверждено существование звезды-компаньона.

Несмотря на то что Эта Киля взорвется еще не скоро (по меркам человеческой жизни), специалисты из NASA предлагают уже сейчас посмотреть, как будет выглядеть взрыв массивной звезды: на сайте телескопа Chandra выложена анимированная модель этого события. Впрочем, даже если Сверхновая вспыхнет, несмотря на опасения, высказываемые некоторыми СМИ, для Земли и её жителей взрыв не опасен.