На Gliese 581c жить можно

Найдена планета, на которой вода находится в жидком состоянии

Совсем рядом с Солнечной системой астрономы нашли планету, которая вполне может быть обитаемой. Температура на её поверхности колеблется от 0 до 40 градусов Цельсия, а масса всего в пять раз больше земной.

В среду стало известно, что астрономы обнаружили первую планету земного типа, вращающуюся вокруг звезды в так называемой обитаемой зоне.

Команда ученых из Швейцарии, Франции и Португалии при помощи 3,8-метрового телескопа Южной европейской обсерватории (Чили) открыли планету земного типа с массой около 5 масс Земли. Она обращается вокруг красного карлика Gliese 581, у которого до этого уже нашли одну планету. Правда, с массой Нептуна. Супер-Земля, как ее назвали астрономы, получила индекс Gliese 581 c. Также учёным удалось показать, что где-то в этой системе есть и третья планета, с массой около восьми земных. Но это не главное.

Самое главное, планета Gliese 581 c находится в зоне, которая создает максимально комфортные условия для возникновения жизни. По данным ученых, температура на поверхности Супер-Земли составляет от 0 до 40° C. Значит, как и на Земле, вода должна находиться на ней в жидком состоянии.

По словам авторов открытия, звезда-хозяин расположена в 20,5 световых годах в созвездии Весов и находится в первой сотне ближайших к нам звезд. Она в три раза легче Солнца и холоднее его. Но то, что Супер-Земля находится почти в 14 раз ближе к звезде, чем Земля к Солнцу, позволяет поддерживать на планете необходимую температуру. Один оборот вокруг Gliese 581 с планета делает за 13 дней.

Первая планета в этой системе обнаружена два года назад. Ее масса — около 15 земных масс, что составляет чуть меньше массы Нептуна. Планета обращается вокруг звезды за 5,4 суток. Третья - новооткрытая планета, самая дальняя. Она имеет массу в 8 земных и обращается вокруг звезды за 84 дня.

Как отмечает сайт ESO, открытие сделано благодаря использованию прибора HARPS (High Accuracy Radial Velocity for Planetary Searcher, что приблизительно переводится, как «высокоточный измеритель радиальной скорости для поиска планет»). Этот самый точный спектрограф в мире может измерить радиальную скорость звезды с точностью до 3,6 километров в час (метод основан на том, что планеты в своем движении также смещают звезду, вся система вращается вокруг общего центра масс).

Специалисты уже подготовили статью об открытии в издание Letter to the Editor of Astronomy and Astrophysics (статья называется «The HARPS search for southern extra-solar planets : XI. An habitable super-Earth (5 MEarth) in a 3-planet system», by S. Udry et al.). Электронный препринт уже доступен здесь.