Что пили иллирийские пираты

Найдены два корабля мифических иллирийцев

На одном из боснийских болот археологи раскопали останки двух кораблей. Они принадлежали почти не изученным племенам пиратов и кочевников, известным как иллирийцы.

Археологи из Боснии и Герцеговины обнаружили вино, которому исполнилось приблизительно 2200 лет. Остатки спиртного ученые нашли на фрагментах древних амфор, раскопанных до этого в болоте в районе Южной Боснии.

Сами же амфоры лежали в трюме корабля, принадлежавшего почти полумифическим иллирийским пиратам и кочевникам.

Как передаёт боснийское агентство печати FENA, в самом конце марта ученые под руководством Снежаны Василь из Университета Сараева сообщили о находке иллирийских судов. Два корабля древних искусных мореплавателей и пиратов, длина каждого из которых составляет порядка 12 метров, а ширина — четыре метра, лежали на глубине около 7–8 метров под водой в заповеднике «Хутово Болото» близ населенного пункта Чаплин в Южной Боснии.

Археологи отметили, что иллирийское происхождение судов они установили точно по особой форме кораблей.

По словам Василь, находка уникальна уже потому, что до сих пор об иллирийцах и об их культуре учёные знали очень мало.

Например, единственные письменные свидетельства их существования — легенды древних греков и римлян. Античные авторы, в том числе Гекатей Милетский и Геродот, пишут, что народы этой индоевропейской группы племен занимали обширные территории на северо-западе Балканского полуострова — от среднего течения Дуная до Адриатического моря.

По данным древних историков, кочевники были искусными мореплавателями и пиратами, которые регулярно совершали вояжи из района Адриатики вверх по реке Неретва, доставляя товары на территорию внутренних Балкан.

По косвенным признакам археологи установили, что различные племена иллирийцев продолжали существовать и в период расцвета Римской империи, и лишь часть из них (ардиеи, далматы) оказались завоеваны ко II--I вв. до н. э.

Как полагают современные эксперты, только во времена Великого переселения народов иллирийцы полностью исчезли с политической и этнической карты мира.

Впрочем, до недавних пор археологи не обладали информацией об их материальной культуре. И вот теперь боснийские ученые наконец обнаружили реальные свидетельства существования иллирийцев. По словам авторов раскопок, они нашли не только корабли иллирийцев, но и около 70 различных предметов быта, включая большое количество черепков глиняной посуды, фрагменты двух амфор (вероятно, для перевозки жидкости), а также одно римское копье.

Первичный анализ содержимого показал, что в сосудах овальной формы с двумя ручками перевозили средиземноморское вино.

О том, что вино именно средиземноморское, говорит и возраст обнаруженного корабля, и посуда, используемая для перевозки пищевых продуктов. Впрочем, согласно мартовским сообщениям греческих археологов из Университета в Тессалониках, греки могли готовить виноградное вино и 6500 тысяч лет назад.

Греческие ученые обнаружили обугленные семена винограда (2460 штук) и кожицу винограда (предположительно, 300 ягод), которые, скорее всего, использовались для изготовления вина. В ходе раскопок в Dikili Tash в районе восточной Македонии археологи смогли откопать 4 дома, относящихся к эпохе неолита. В одном из них ученые и нашли остатки виноградных ягод и двуручную глиняную посуду, вероятно, использованную при приготовлении и потреблении продукта.

Если ученые все-таки определят наличие винной кислоты на обнаруженной ими посуде, тогда они смогут с полной уверенностью заявить, что нашли одно из самых древних вин, положивших начало развитию виноделия по всей Европе. Это будет вторым по древности виноградным вином. Древнейшим же по праву считается иранское вино, датируемое 6 тыс. до н. э.