Жанна д`Арк жила в Египте

Останки «Жанны д`Арк» датированы 7–3 вв до н.э.

Фото: Reuters
Реликвии, которые долгое время считались останками Жанны д`Арк, лишились ещё одной привязки к героине Столетней войны. По новым данным, ребро Орлеанской девы принадлежало человеку и коту, которые жили в 7–3 вв. до н.э. Теперь осталось только установить их пол.

Ученым удалось распознать, кому принадлежат кости, считавшиеся останками известной французской героини времен Столетней войны Жанны д`Арк. Оказалось, что кости принадлежат вовсе не Орлеанской деве, а египетской мумии.

Как подчёркивают авторы статьи в Nature, исследователи разоблачили почти вековой случай мистификации со стороны католической церкви.

Жанна д`Арк — героиня Франции. Она участвовала в Столетней войне XV века и сумела предотвратить нашествие британцев на родную землю. Однако из-за политических интриг в 1431 году 19-летняя воительница оказалась на костре как ведьма и еретичка.

Согласно активно распространяемой католической церковью красивой легенде, некий смельчак из Руана, где происходило аутодафе, смог подобрать с места казни несколько реликвий. Дальше след останков девы теряется, и лишь в 1867 году кусочек обгоревшей ткани, а также фрагменты ребра и бедра с места сожжения Жанны, были переданы архиепископу Турскому.

Вскоре вновь обретённые останки признаются официально «почитаемой реликвией». Религиозные деятели настоятельно рекомендовали считать реликвии реальными останками Орлеанской девы. В 1909 году Жанну причислили к лику блаженных, в 1920 году канонизировали как святую, что резко повысило религиозную (и не только) значимость всех связанных с ней предметов.

Вплоть до февраля 2006 года кусочек ткани и фрагменты скелета находились на хранении в Шиньонском замке. А в феврале международная команда ученых из 20 человек, включающая в себя медиков из госпиталя Раймона Пуанкаре (г. Гарш), а также специалистов из Швейцарии и Бенина, получила разрешение на их анализ.

Первые же выводы экспертов гласили: реликвия римской католической церкви — фальшивка.

Оказалось, что ткань не обгорела, а просто соответствующим образом окрашена.

Изучение 15-сантиметрового кусочка ребра показало, что кость обработана специальными составами на основе растений и минералов. Это скорее говорит о бальзамировании, а не о сжигании. Остальные же фрагменты скелета якобы Жанны д`Арк принадлежали коту.

К декабрю 2006 года ученые под руководством антрополога доктора Филиппа Шарлье пришли к окончательному выводу: ребро принадлежит человеку, забальзамированному в XV веке, а кости кота оказались в костре из-за существовавшего обычая сжигать вместе с ведьмой представителя кошачьих.

Однако теперь ученые окончательно лишили «кости Жанны д`Арк» привязки к Орлеанской деве. Выяснилось, что останки вообще не относятся к XV веку н. э.

После детального радиоуглеродного анализа Филипп Шарлье смог уточнить возраст костей. По словам учёного, «этот человек жил примерно в 7–3 вв. до н.э.» Кстати, стоит особо отметить, что к этому периоду относится не только человеческое ребро, но и кошачье бедро.

Кроме того, исследователи обнаружили в прахе пыльцу сосны, которую египтяне использовали для бальзамирования своих покойников. Информацию подтвердили и парфюмеры, специально привлеченные к исследованию из-за уникальных обонятельных способностей.

Ученым осталось только провести генетический анализ останков и установить пол мумифицированного почти 30 веков назад человека. И кошки.

Тем временем ученые, в том числе и историки, ломают голову над тем, кто стал организатором этой масштабной мистификации.

«Известно, что в средние века пудру, сделанную в прямом смысле слова из мумий, использовали для лечения болезней живота, а также недугов, связанных с кровью», — рассказал Associated Press доктор Филипп Шарлье. Исходя из этих знаний, ученые предположили, что фальшивку могли произвести аптекари, много работавшие с мумифицированными останками. Скорее всего, эти люди работали не ради денег, а по религиозным соображениям — чтобы подкрепить шансы Жанны на вхождение в сонм блаженных материальными доказательствами ее существования и святости.