Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Древнерусские храмы-3. «Младший брат Новгорода»

Третья лекция о домонгольских храмах посвящена Пскову.

###1###
НЕСОХРАНИВШИЕСЯ ДОМОНГОЛЬСКИЕ ХРАМЫ - ТРОИЦА И ЦЕРКОВЬ ДМИТРИЯ СОЛУНСКОГО

Интересно, что монументальному храмовому строительству, а заодно и наличию собственного князя Псков обязан своеобразной революции, случившейся в своем «старшем брате» - Новгороде.

Дело было в 1136 году. Новгородский князь Всеволод Мстиславич, сын киевского князя Мстислава от шведской королевны Христины и внук Владмира Мономаха, не угодил новгородцам. Его вместе с семьей взяли под стражу и предъявили несколько обвинений, а затем изгнали из города (с тех пор Новгород сам приглашает себе князей, которым приходилось принимать условия, диктуемые городом). В итоге Всеволода (в крещении - Гавриила) принимает Псков. А заодно «прихватывает» с собой строительную артель, которая начинает строительство во Пскове. Этот факт, кстати, доказывается еще и тем, что храм Успения на Торгу, который начал строить Всеволод в Новгороде, так и остался на некоторое время недостроенным. Князь умер уже зимой 1137/38 годов, но, судя по всему, кое-что успел создать. Между прочим, достаточно быстро во Пскове Всеволода-Гавриила сочли святым, а мощи его переносили аж три раза. День последнего перенесения, 22 апреля 1834 года и является днем, когда чтится его память.

Два из четырех построенных приведенной артелью Всеволода храма до нашего времени практически не дошли.

Один из них еще с того времени - символ Пскова. Если в мифологии Киева Самого-Главного-и-Единственного-Собора, в общем, нет - уже в XI веке за это звание в сознании киевлян боролись София и Десятинная церковь, если в Новгороде Храм - это София, то во Пскове, безусловно - Троица.

О Троице, построенной при Всеволоде мы почти ничего не знаем. Судя по всему, перед перенесением мощей Всеволода в 1192 году в Троицкий собор, его основательно перестроили, а в XIV веке построили заново. Нынешнее здание вообще построено в 1699 году. Однако, по сохранившимся чертежам постройки XIV век и фрагментам кладки с фресками, обнаруженными в 1981 году какие-то общие реконструкции сделать можно (см. рисунок).

Храм Дмитрия Солунского (этот святой в Домонгольской Руси почитался очень высоко, впоследствии его «место» в народном сознании вытеснил св. Георгий) «сохранился» лучше. Церковь полностью перестраивалась в 1524 году, а затем разрушилась, однако в 1965-66 годах ее раскопал В.Д. Белецкий. Храм стоял на территории Довмонтова города, о котором речь пойдет в одной из следующих лекций. Под стенами XVI века сохранились фундаменты и местами нижние ряды кладки.

В диаконнике храма обнаружена пустая могильная яма.

Скорее всего, это и есть первое место захоронение первого псковского князя-святого, откуда его прах перенесли в 1192 году в Троицкий собор.
+++
###2###
МИРОЖСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря - постройка уникальная. Новгородский архиепископ Нифонт решил принести на Русь распространенный в византийском мире тип крестового храма, с угловыми частями, пониженными до половины высоты здания.

Здание имеет совершенно необычную для русской архитектуры композицию: его центральная крестообразная часть отчетливо выражена снаружи, поскольку боковые апсиды и западные угловые членения резко понижены, выявляя крестообразный объем. Венчает здание купол на необычно широком барабане (подкупольное пространство равно почти 5 м).

Такая композиция свидетельствует, что строительством собора руководил не русский, а византийский мастер, очевидно приглашенный епископом Нифонтом.

Вместе с тем, строительная техника этого здания не отличается от техники других псковских построек той поры; ясно, что исполнителями были местные, новгородские, мастера. Фасады Мирожского собора полностью лишены декоративных элементов, и единственным украшением является плоский аркатурный поясок в карнизе барабана. Сразу же после завершения строительства пониженные западные углы здания были надстроены, что сблизило Мирожский собор с более привычным на Руси архитектурным типом церквей. Почему надстроили пониженные части здания - можно только гадать. То ли хотели сделать здание попривычнее, то ли поняли, что в отличие от Византии, на Руси там будет скапливаться снег - источники об этом умалчивают.

Точная дата постройки храма нам неизвестна. Ее уточняют по чаше, которую подарил храму (как тогда говорили - «вложил в собор») Нифонт перед своей смертью. На дне серебряного сосуда читаем: «в лето 6664 (для того, чтобы перевести дату из древнерусского счисления в наше, вычтем 5508 и получим 1156 год) апреля 8 день в пречистую обитель Спасо-Мирожского монастыря». Другая надпись сообщает, что монастырь основан Нифонтом после смерти князя Всеволода-Гавриила. Таким образом, можно зключить, что храм построен между 1138 и 1156 годами, сразу же после постройки, очевидно, и расписан.

Фрески монастыря сохранились очень хорошо, для домонгольского храма 80% сохранившихся площадей - это очень много.

Главная ценность их, конечно, в полностью сохранившейся системе росписей. Дело в том, что, говоря современным языком, роспись храма - это комикс, как бы смешно это ни звучала. Росписи иллюстрировали литургический цикл и Священное Писание, чаще всего - жизнь Иисуса Христа. Фрески облегчали понимание присходящего в храме простым прихожанам, не искушенным в богословии.

Расчистка фресок началась в 1926 году, параллельно выяснялась их история. Например, стало ясно, что в XVI веке часть фресок XII века получила поновленные фигуры и головы. Например, следы таких «чинок» можно заметить в сценах «Успение», »Христос перед Анной и Каиафой». К сожалению, в XVIII веке (или в начале XIX) все фрески забелили и даже частично заштукатурили. В истории старых фресок исследователь часто сталкивается с полным небрежением Церкви их художественной и исторической ценностью. Тогда преобладало чисто утилитарное отношение - фрески потускнели - ну и, значит, надо нарисовать новых картинок. Вот и здесь - после того, как фрески в 1889 году освободили от побелки, в 1897 году фрески грубо записали приглашенные суздальские иконописцы. Разумеется, на состоянии фресок это положительно не сказалось. Но даже сейчас, в нынешнем состоянии роспись поражает воображение. Известный исследователь мозаик и фресок В.Н. Лазарев сумел указать и на происхождение фресок: больше всего они походят на росписи византийского храма св. Пантелеймона в Нерези 1164 года. Лазарев не сомневается в том, что расписывали храм греческие мастера.
+++
###3###
СОБОР ИОАННОВСКОГО МОНАСТЫРЯ.

Этот храм все время находится в тени - причем не самого Мирожского собора, а его фресок. В Мирожский собор водят туристов, фрески известны на весь мир.


А про Иоанновский собор, несмотря на то, что он в 1949-1950 годах восстановлен в формах XII века до сих пор известно мало. Внутрь храма вас не пустят, так что можно только подойти и посмотреть снаружи. Более того, достаточно долго считалось, что собор построен в 1240-х годах, и на экскурсии вам могут назвать и эту дату. Ее же вы можете встретить и в путеводителях. Это связано с тем, что впервые в источниках храм упомянут под 1243 годом (Новгородская Первая летопись). Из этой записи следует, что храм находился в женском монастыре и служил усыпальнцей псковских княгинь.

Однако по строительной технике, строению этот храм очень близок церквям Мирожи и Дмитрия Солунского.

А, главное, к 20-40 годам XII века его относит размер… плинфы (кирпича). Как установил выдающийся историк архитектуры Петр Раппопорт, по размерам плинфы можно достаточно точно установить время постройки здания, и, в любом случае, ошибиться на век просто невозможно.

Храм строила та же артель князя Всеволода, которая строила три остальных псковских храма XII века, и в нем очень заметно развитие тех новшеств, которые наметились в предшествующих новгородских памятниках. На его фасадах, кроме западного, отсутствуют декоративные двухуступчатые ниши. Крестчатые в плане столбы заменены шестигранными и круглыми. Храм увенчан тремя главами, но в отличие от новгородских соборов эти главы расположены симметрично и не имеют функционального значения, являясь, очевидно, лишь данью традиции.


Существенное новшество - лестница для подъема на хоры, проходящая не в башне, а в толще стены - потом это достаточно часто будет использоваться в зодчестве Древней Руси. Совершенно уникальное явление во всем русском зодчестве - окна второго яруса, имеющие круглую форму. В одном из окон сохранилась древняя деревянная оконница - конструкция из досок с небольшими круглыми отверстиями, в которые вставлялись «стекла» - как правило, слюдяные пластинки.

Типичная псковская колоколенка, расположенная на одной из стен храма - более поздняя пристройка, отнюдь не нарушающая его облика.

К сожалению, в соборе почти не сохранилась живопись - только небольшие остатки.

Расцвет псковской архитектуры был еще впереди. О псковских храмах XIV-XVI веков мы поговорим в нескольких отдельных лекциях.
+++

Поделиться:
Загрузка