Раз, два, телепортация

Физикам удалось телепортировать сложное квантовое состояние фотона

Немецким ученым удалось сделать огромный шаг к созданию квантового компьютера. За счёт телепортирования сложных квантовых состояний фотонов им впервые удалось передать не один, а сразу два квантовых бита информации.

Немецким ученым во главе с Цян Джаном из Института физики при Гейдельбергском университете удалось провести телепортацию сложной системы — комбинированного квантового состояния двух пар фотонов.
Как сообщил журнал Nature Physics, Джан с коллегами осуществили телепортацию квантового состояния между двумя поляризованными парами фотонов.

Фактически это огромный шаг вперед к созданию квантового компьютера, ведь удалось передать целых два кубита информации.

Как сообщают физики, достоверность передачи квантового состояния результата составила от 65 до 86%, что намного превосходит 40% рубеж, устанавливаемый квантовыми законами — если бы информация о состоянии передавалась другими путями.

Опыт по телепортации более 70 лет назад предложил Альберт Эйнштейн, но до сих пор в ходе экспериментов осуществлялась лишь телепортация свойств отдельных частиц и атомов.

Впервые телепортировать отдельные фотоны смогли физики Австралийского национального университета в Канберре. Они использовали свойство фотонов принимать «связанные» состояния, которые возникают при взаимодействии двух квантовых частиц. И если в дальнейшем частицы разнести в пространстве, то изменение состояния одной из них приводит к аналогичному изменению и во второй частице.

Несколько позже сразу две группы ученых сумели телепортировать отдельные атомы. А точнее, информацию от одного атома к другому. Телепортировать информацию удалось сразу двум независимым группам ученых — в США и Австрии. Об открытии сообщили два крупнейших научных издания — Nature и Science.

Независимые группы одновременно заявили об успехе, достигнутом в детерминированной (предсказуемой) телепортации атомов. Ученые из Университета в Инсбруке использовали для этого ионы кальция (40Ca+), а физики из Национального института стандартов и технологий в США ионы бериллия (9Be+).

Как и в случае с фотонами, суть эксперимента сводится к следующему: ученые создают два «связанных» иона (то есть иона с абсолютно одинаковыми свойствами) — ионы В и С (см. схему). Затем с помощью системы призм их разделяют. В установке из золотых электродов ион В направляется к источнику сигнала с информацией, а второй (С) — к месту приема сигнала. После этого В сталкивают с третьим, вспомогательным ионом А, который находится в возбужденном состоянии. В результате столкновения ион А передает энергию иону В. В то же мгновение «связанный» с ионом В ион С также возбуждается, хотя физического контакта между ними нет. То есть происходит телепортация квантового состояния.

По словам телепортаторов фотонов, их технология поможет по-новому использовать квантовые эффекты в коммуникации, связи и вычислительных системах, которые будут работать быстрее любого существующего компьютера. До нынешнего опыта было неизвестно, возможно ли телепортировать более сложные состояния.