Пенсионный советник

Алхимия-3. Великое делание

Лектор: 15.09.2006, 17:03
Фото: CI

«Знающие не говорят, говорящие не знают» Дао-де-цзин, 56


ВНЕШНЕЕ ДЕЛАНИЕ
«Великое Делание», т.е. процесс получения философского камня, описано в алхимической литературе достаточно подробно, хотя и в иносказательной, аллегорической форме. Существует даже полное описание без текста, своеобразный алхимический «комикс» - «Немая книга» (1677). Однако ни в одной алхимической книге нет ясных указаний на исходные вещества. Часто упоминаемые «философская сера» и «философская ртуть»  - не конкретные вещества, а первичные принципы строения металлов.

В разных источниках имеется множество сходных описаний самого философского камня и его удивительного действия на металлы. Чаще всего в протоколах о публичных трансмутациях (получении золота из неблагородных металлов при многочисленных свидетелях) написано о тяжелом красном или серо-красном (реже - желтом) порошке, иногда блестевшем, как осколки стекла. Обычно несколько крупинок порошка облепляют воском или заворачивают в бумагу и бросают в расплавленный металл (ртуть, свинец, цинк, железо...). В течение нескольких минут исходный металл превращается в золото. Одна часть (по массе) философского камня позволяет превратить в золото до 19000 частей неблагородного металла и более. Настоящие алхимики, или адепты (от лат. adeptus - достигший) нередко доверяли провести весь процесс трансмутации людям, не имеющим специальной подготовки, а иногда и противникам алхимии, не верящим в возможность трансмутации. Обычно процедура завершалась успешным получением золота, которое раздавали всем присутствовавшим при трансмутации. В то же время не существует ни одного описания процесса изготовления самого философского камня, выполненного при свидетелях.

Во многих старых и современных алхимических трактатах говорится, что трансмутационное золото не может быть использовано для личного обогащения алхимика - его либо дарили, либо использовали для благотворительности. Наиболее показателен в этом отношении пример жизни легендарного Николая Фламеля (ок.1330-1418).

По поводу подлинности описаний трансмутаций ведутся дискуссии, но их можно на вполне научной основе либо развить, либо прекратить полностью. Дело в том, что в нескольких музеях Европы хранятся образцы «алхимического» золота и изделий из него. Золото - один из немногих моноизотопных элементов, природный металл состоит исключительно из 197Au (золота-197). Короткоживущие радиоактивные изотопы золота в течение десятков дней превращаются либо в стабильные изотопы платины, либо в стабильные изотопы ртути. При анализе музейного золота, например, методом высокотемпературной масс-спектрометрии , можно сделать вполне обоснованные предположения о происхождении золота, как это практикуется в криминалистике .

Очевидно, что «алхимическое» золото, полученное из других химических элементов, должно существенно отличаться по составу примесей от природного металла.


ВНУТРЕННЕЕ ДЕЛАНИЕ

Последователи внутренней алхимии дао создают «философский камень» в самих себе. И в этом случае при отсутствии опытного учителя-практика возможны ошибки, однако подлинность внутреннего «Великого Делания» поддается проверке без приборов.

Создатель гимнастики «тай цзи-цюань» Чжан Саньфэн написал трактат по даосской алхимии «Мелкое приближение к речам о Пути» («Дао янь цянь цзинь»). В этом труде разъясняется, что термины даже внутренней алхимии нельзя понимать буквально , как физиологические субстанции организма:

«Цзин, Ци и Шэнь - внутренние три богатства. (Цзин - воспроизводящая энергия, в даосской сексологии символизируется спермой. Ци - жизненная энергия, в даосской медицине символизируется воздухом. Шэнь - духовная энергия, символизируется сознанием - прим. В.З.) Цзин, Ци и Шэнь в методе работы над внутренней киноварью, где требуется переплавлять прежнее небо (утраченный идеал) и отказываться от использования последующего неба (искаженный идеал), называют внутренним лекарством.»

Во введении к книге «400 слов о золотой киновари» говорится:

«Переплавляющие Цзин переплавляют изначальную Цзин, а не цзин сексуальных отношений; переплавляющие Ци переплавляют изначальную Ци, а не ту ци, что выдыхают и вдыхают ртом и носом; переплавляющие Шэнь переплавляют изначальную Шэнь, а не шэнь сердца, мысли, обдумывания и заботы.» Фактически три основных понятия, воспринимаемых как физиологические субстанции, тоже являются внешними лекарствами. Однако работа с ними стимулирует, согласно учению Чжан Саньфэна, истинные, внутренние лекарства и позволяет достичь «прежнего неба». Чтобы разобраться в подлинной сути хитросплетения терминов, рассмотрим описание «признаков получения лекарства»:

«Внезапно точечно появился таинственный свет размером с просяное зернышко - это сведение о том, что лекарство появилось. Угрожающий свет, проникающий. Почки стали как горячий суп, мочевой пузырь - как на огне поджаривается, живот - как раскаленный ветер завывает, звуки напоминают гром с сотрясениями.»

Еще описание другого китайского автора :

«Когда три сущности (то есть воспроизводящая сила, жизненность и дух) соединяются в мозгу, тогда лунный свет сияет ярче; когда пять жизненных дыханий возносятся к голове, тогда появляется золотой свет; когда две (положительная и отрицательная) жизненности соединяются и возвращаются к сущностному телу, тогда в центре его появится духовное «я».

Свет и «сотрясение» всего организма, - на высшем (мистическом) уровне понимания любой мировой религии эти признаки одинаковы и означают достижение «просветления», контакта с надматериальным. Разумеется, подобная алхимическая практика не имеет ничего общего с лабораторными приемами «златоделателей» и на данном этапе внутренняя алхимия никак не может соотноситься с химией - наукой из поля естествознаниия.


РАЗГОВОР С АЛХИМИКОМ XX ВЕКА

Алхимия - не только часть истории химии; в XX веке тоже были и сейчас есть алхимики, выполняющие Великое Делание. Для понимания их деятельности может быть полезным приведенный ниже диалог, состоявшийся между современным алхимиком Фулканелли (А) и инженером-химиком Жаком Бержье (Х) в 1937 году. Степень достоверности процитированного текста остается на совести авторов книги «Утро магов»:

А: «Алхимики при проведении своих исследований всегда учитывали моральные и религиозные аспекты, в то время как современная физика обязана своим возникновением забавам XVIII века, которым в свободное время предавались некоторые лорды и богатые вольнодумцы. Наука без совести... Я считаю своим долгом предостеречь тех исследователей, которые прислушаются к моим словам, хотя я не уверен, что мои предостережения принесут плоды.»
...
Х: «Можете ли вы объяснить, в чем суть вашей работы?»
А: «Вы просите меня дать вам четырехминутный обзор четырехтысячелетней философии и работы всей моей жизни. Более того, вы просите меня облечь в слова понятия, для которых словесных объяснений просто не существует. Но в любом случае, я могу сказать, что пусть вас не удивляет все возрастающая в современной официальной науке роль наблюдателя. Относительность и принцип неопределенности подтверждают важность этой роли сегодня. Секрет алхимии в том, что существует способ манипулирования материей и энергией таким образом, чтобы создать то, что современная наука называет силовым полем. Силовое поле воздействует на наблюдателя и ставит его в привилегированное положение по отношению ко Вселенной. Оттуда он получает доступ к реальностям, которые пространство и время, материя и энергия обычно скрывают от нас. Вот что мы называем Великим Деланием.»
Х: «А Философский Камень? Получение золота?»
А: «Всего лишь последствия применения принципа, его частные случаи. Существенным является не превращение металлов, а преображение самого исследователя. Это древний секрет, открываемый в каждом веке немногими посвященными.»

Продолжение следует...