Питер догоняет Европу

Доходность самых дорогих отелей Санкт-Петербурга выросла на 30%

Екатерина Сахарова, Павел Чернышев 23.07.2015, 18:32
Shutterstock

Несмотря на кризис, доходы гостиниц Санкт-Петербурга растут. Причем в первую очередь благодаря росту числа туристов, а не повышению стоимости номеров. Лучше всего себя чувствуют самые дорогие гостиницы, доходность которых выросла сразу на 30%. Тем не менее большинству туристических городов Европы Санкт-Петербург все еще проигрывает.

«Оттока у нас нет, наоборот, приезжает все больше иностранных туристов, гостей из Москвы, городов и регионов страны. Уже активно идет бронирование на 2016 год, причем как на высокий, так и на низкий сезоны. Многие выбирают Санкт-Петербург для своего отдыха, причем сейчас количество индивидуальных туристов превышает количество организованных в 4,5 раза», — рассказали «Газете.Ru» в официальной гостинице Эрмитажа. Наибольшее число постояльцев приезжает из Москвы, Ленинградской области, Сургута и Ханты-Мансийска, Казахстана и Белоруссии.

За последний год число приезжающих в Санкт-Петербург граждан североамериканских и европейских стран упало на 30–40%, рассказывает директор департамента исследований компании Colliers International в Санкт-Петербурге Вероника Лежнева. В то же время увеличился туристический поток из азиатских и арабских стран. «Но они не смогли полностью заместить провал: суммарный поток иностранцев все-таки уменьшился. Поэтому в целом замещение в основном происходит за счет внутреннего туризма», — говорит эксперт.

По предварительным данным комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга, на которые ссылается Colliers International, внутренний поток в первом полугодии увеличился на 20–30% по сравнению с тем же периодом прошлого года.

Однако несмотря на прирост туристов Санкт-Петербург по-прежнему уступает большинству туристических городов Европы.

По данным JLL, загрузка гостиниц Петербурга в среднем в первом полугодии составляла 57%, а в Праге и Венеции — 68%, в Будапеште — 69%, в Эдинбурге — 85%. Однако эксперты считают, что рост числа туристов в Питере продолжится, а вместе с ним и заполняемость отелей.

Доходность гостиниц растет

Качественные отели Санкт-Петербурга по итогам первого полугодия увеличили свою доходность на номер (RevPAR) на 18% (до 3 тыс. руб.) по сравнению с тем же периодом прошлого года, говорится в отчете международной консалтинговой компании JLL.

Это рекордные результаты за последние семь лет — с прошлого кризиса.

Средний тариф сейчас составляет 5,3 тыс. руб., но если некоторые отели (сегменты Luxury и Upper Midscale) подняли цены на 6–11%, то остальные себе этого позволить не смогли.

Как и ожидалось, свои коррективы внес Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ), который прошел 18–20 июня. Доходность на номер в июне в среднем по рынку выросла на 80% по сравнению с прошлым годом, а средний тариф составил 35 тыс. руб.

Однако год назад форум проходил в мае — с 22-го по 24-е число, поэтому в этом году майские результаты хуже прошлогодних. В мае доходность на номер по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократилась на 30%, хотя в другие месяцы был прирост. По итогам полугодия загрузка увеличилась на 6,5%. Подробнее о работе питерских гостиниц во время ПМЭФ «Газета.Ru» писала ранее.

Гостиницы люксового сегмента (Luxury) увеличили доходность на 30% — до 7,5 тыс. руб.

Это результат увеличения тарифов на 11% (до 14,5 тыс. руб.) и заполняемости на 19% (до 51%). «Цены люксовых гостиниц по-прежнему привлекательны для иностранных гостей, но в то же время слишком высоки для внутреннего спроса. Однако загрузка на уровне 51% превышает показатель не только аналогичного периода прошлого года, но и послекризисного 2012 года», — отмечает Дэвид Дженкинс.

Отели верхнего предела верхнего сегмента (Upper Upscale) повысили доходность на 19% (до 4,2 тыс. руб.) на номер преимущественно за счет увеличения загрузки на 16%.

Средний тариф здесь в два раза меньше, чем в люксовых гостиницах, — чуть менее 7,5 тыс. руб. Заполняемость этих отелей сейчас на уровне 60%, и эксперты видят потенциал для роста.

Загрузка гостиниц верхнего сегмента (Upscale) выросла на 28% (до 66%), это самый значительный прирост среди качественных отелей Санкт-Петербурга. Средний тариф остался на уровне прошлого года, в результате доходность на номер выросла до 3,3 тыс. руб. Возможность для повышения цен появится у этих отелей только после возвращения туристов из Западной Европы и приближению загрузки к 70% в среднем по году, считают аналитики JLL.

Результаты гостиниц верхнего предела среднего сегмента (Upper Midscale) и среднего сегмента (Midscale) менее впечатляющие. Однако первые смогли немного повысить тарифы и увеличить доходность на 6% (до 2,6 тыс. руб.), а вторые были вынуждены даже понизить цены. «Гости, чувствительные к цене, не могут себе позволить приехать в Петербург, а другие предпочитают останавливаться в отелях более высоких категорий», — говорит Дэвид Дженкинс.

Высокие средние результаты объясняются еще и тем, что рынок за последние полгода не расширился. Как отмечается в отчете Colliers International, в первом полугодии новые гостиницы не открылись, некоторые отели перенесли сроки открытия на 2016 год.

«Во многом это связано с экономической ситуацией и удорожанием финального этапа реализации гостиниц — отделки номерного фонда, стоимость которой существенно выросла в связи с девальвацией рубля», — говорится в отчете.

Во втором полугодии показатели в среднем по рынку продолжат улучшаться, считают эксперты, однако рост замедлится. Дело в том, что в прошлом году основной рост наблюдался как раз с третьего квартала, поэтому во втором полугодии разрыв между 2015 и 2014 годами будет менее заметен. Однако ожидается, что рост внутреннего туризма и турпоток из азиатских и арабских стран продолжится.

Ранее «Газета.Ru» писала об итогах полугодия на гостиничном рынке Москвы, об этом можно прочитать здесь.