Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

Кризис загостился

Итоги полугодия на гостиничном рынке Москвы

Екатерина Сахарова 22.07.2015, 18:27
Shutterstock

Отели Москвы из-за кризиса продолжают терять доходность. Меньше всего в кризис страдают люксовые гостиницы, где средняя стоимость номера даже выросла на 10%. В то же время остальным сегментам для сохранения загрузки приходится перетягивать друг у друга клиентов. Из-за падения долларовых цен отели стали привлекательными для иностранцев, но отток корпоративных клиентов заменить сложно.

В Москве доходность на номер (RevPAR) качественных гостиниц в первом полугодии снизилась на 4,5% (до 3,2 тыс. руб.) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, говорится в отчете международной консалтинговой компании JLL. Средний тариф не изменился (5,7 тыс. руб.), хотя люксовым гостиницам удалось даже поднять цены, но это не повлияло на средний результат из-за снижения тарифов в других сегментах.

Загрузка качественных столичных отелей упала в среднем на 4% (до 56,4%), больше всего по гостиницам ударил отток корпоративных клиентов.

Разные сегменты при этом по-разному переживают кризис. Гостиницы люкс (Luxury) нашли возможность для того, чтобы повысить цены, так как меньше всего пострадали из-за оттока туристов. Средний тариф вырос на 10% — до 15,2 тыс. руб. При загрузке в 59% это дает рост доходности на номер на 11% — до 9 тыс. руб. «Высокий уровень загрузки, несмотря на рост цен, свидетельствует о том, что гости по-прежнему имеют возможность останавливаться в отелях более дорогой категории за те же деньги в валюте и что люксовый сегмент меньше зависим от традиционного корпоративного спроса», — приводятся в исследовании слова руководителя департамента гостиничного бизнеса JLL Дэвида Дженкинса.

Падение рубля, очевидно, привлекает иностранцев, для которых наиболее качественные и дорогие гостиницы Москвы стали на 30–40% дешевле, чем год назад,

отмечает партнер, руководитель отдела гостиничного бизнеса и туризма Cushman & Wakefield Марина Смирнова.

Отели верхнего предела верхнего сегмента (Upper Upscale) смогли найти золотую середину — увеличить загрузку, но в то же время снизить тарифы. Загрузка выросла на 6%, а ценник упал на 2,5%, в итоге доходность на номер составила 5,6 тыс. руб., увеличившись на 3,5%.

Гостиницы этого сегмента увеличили загрузку за счет зарубежных гостей, которые раньше за те же деньги в валюте останавливались в более дешевых отелях.

Верхний сегмент (Upscale) сильно зависит от корпоративного спроса, который серьезно упал, это подтверждают и результаты полугодия. Тариф в этих отелях упал на 6%, загрузка — на 3%, в результате доходность сократилась на 9% (до 3,8 тыс. руб. на номер).

В долларах тариф упал на 45%, что в целом делает эти отели очень привлекательными для зарубежных гостей, но вот отток корпоративных клиентов из крупных компаний сразу заменить сложно.

И отелям приходится снижать цены, чтобы хоть как-то поддерживать загрузку, привлекая туристов — в частности, группы из Азии, которые могут обеспечить хорошую заполняемость, но по более низким тарифам. Количество иностранных туристов в целом за год выросло на 16%, а вот посетителей непосредственно из стран ЕС — упало на 10%, рассказали в STR Global.

Часть клиентов из этого сегмента переместилась в отели класса выше, так как они стали доступнее. Другие, напротив, теперь выбирают отели средней ценовой категории, которые стоят дешевле, но при этом располагаются в хороших местах — на Павелецкой, Белорусской, Новом Арбате отмечает Марина Смирнова.

Гостиницы верхнего предела среднего сегмента (Upper Midscale) привлекли часть спроса более низкого сегмента — среднего (Midscale). В первых загрузка выросла на 7%, во вторых — упала на 2%, несмотря на падение тарифа почти на 10%. Гостиницы среднего сегмента больше всего страдают от оттока российских туристических групп и внутренних корпоративных туристов, которые наиболее чувствительны к тарифам.

Аналитики Cushman & Wakefield во втором полугодии, которое традиционно более активное, чем первое, ожидают заполняемость на уровне 63% в среднем по городу.

Для сравнения, по итогам докризисного 2013 года заполняемость составляла 68,5%.

Максимальный средний рост тарифов, который ожидают эксперты, — 3–4%. Тарифы продолжат рост в тех сегментах, где растут и сейчас, а нижние сегменты качественных отелей могут продолжить падение, ожидают эксперты.