Москва обошла Париж

Москва вышла на первое место в Европе по объему торговых площадей

Ольга Хохрякова 02.07.2015, 18:22
Сергей Бобылев/ТАСС

Москва стала крупнейшим рынком торговой недвижимости в Европе. По итогам полугодия в российской столице открылось на 41% больше торговых площадей, чем за тот же период прошлого года. Тем не менее из-за кризиса уже в следующем полугодии показатель будет снижаться, а по итогам года может оказаться ниже прошлогоднего результата на 30%.

В Москве по итогам полугодия было введено около 342 тыс. кв. м торговых площадей – это на 41% больше, чем за тот же период прошлого года, говорится в исследовании международной консалтинговой компании JLL. Общий объем предложения ТЦ в Москве достиг 4,53 млн кв. м.

В результате Москва вырвалась на первое место в Европе по предложению торговых площадей, немного обогнав Париж.

Во французской столице показатель составляет чуть меньше 4,5 млн кв. м. Замыкает тройку лидеров Мадрид, который при этом отстает довольно сильно — в городе 2,5 млн кв. м торговой недвижимости.

Сразу за первой тройкой следует Санкт-Петербург с 2,1 млн кв. м.

Замыкает топ-5 Лондон — 1,8 млн кв. м.

В российской столице в первом полугодии открылись сразу несколько крупных ТЦ, объясняют аналитики: Columbus (136 тыс. кв. м), «Кунцево Плаза» (66 тыс. кв. м), MARi (70 тыс. кв. м) и «Центральный детский магазин на Лубянке» (34 тыс. кв. м).

В то же время во втором квартале московский рынок торговой недвижимости продемонстрировал отрицательную динамику: за этот период в Москве появилось на 49% меньше торговых площадей, чем годом ранее, около 93 тыс. кв. м.

Эксперты прогнозируют, что тенденция сохранится: во втором полугодии появится в 4 раза меньше площадей (около 78 тыс. кв. м), чем годом ранее, а по итогам года объем ввода окажется на 30% ниже и составит 420 тыс. кв. м.

В другой международной консалтинговой компании CBRE эксперты оптимистичней. По их прогнозам, ввод по итогам года может составить около 585 тыс. кв. м, а общий объем предложения достигнет 5,4 млн. кв. м, или 440 кв. м на 1000 человек.

«Большинство торговых центров, строительство и сдача в аренду которых начались до кризисной ситуации на рынке, уже открылись в начале года. В то же время сегодня мы наблюдаем постепенный выход новых проектов и возобновление девелоперской активности – рынок учится работать в изменившихся реалиях», — приведены в исследовании слова директора по России и СНГ, начальника департамента торговых площадей JLL Татьяны Ключинской.

Эксперт отмечает, что проекты, которые запускаются сейчас, уже имеют меньшую площадь, чтобы быстрее заполнить ТЦ в условиях кризиса и избытка предложения.

Как кризис пришел в ТЦ

После резкого падения объема ввода торговых площадей в 2011 году ежегодно показатель рос. В 2014 году он достиг рекорда – более 600 тыс. кв. м, превысив итог предыдущего года в три раза. В итоге по результатам 2014 года Россия стала крупнейшим рынком торговой недвижимости в Европе, немного обойдя все ту же Францию, сообщали аналитики Cushman & Wakefield: к концу года общая площадь ТЦ в России превысила 17,7 млн кв. м, во Франции показатель составил 17,66 млн кв. м. Третье место по итогам года заняла Великобритания (17,1 млн кв. м).

Однако из-за кризиса, который ударил с новой силой как раз в 2014 году, этот рекорд оказался некстати – торговые центры открываются полупустые, ставки падают, продолжается ротация арендаторов, участники рынка пытаются прийти к компромиссу — ранее «Газета.Ru» писала, что уже половина арендаторов платит процент с оборота вместо ставки аренды.

На протяжении последнего года торговые центры открывались с 30–40% свободных площадей, а в некоторых случаях этот показатель превышал 60%, напоминает старший консультант отдела исследований рынка CBRE Максим Палт.

«Тем не менее за счет гибкости собственников в коммерческих условиях уровень вакантных площадей в объектах, открытых в 2014 — начале 2015 года, планомерно снижается. Сейчас в них свободно в среднем 27% торговых площадей», — говорит эксперт.

По его словам, как минимум до конца года тенденция технических открытий сохранится, а после восстановления спроса и снижения общего объема ввода доля свободных площадей в открываемых проектах начнет снижаться.

В целом по рынку вакансия, по данным CBRE, на начало года составляла 7%, за первые три месяца выросла до 9%, а во втором квартале осталась практически на том же уровне — 9,1%.

«Несмотря на то что сила давления девальвации курса рубля и вызванной им инфляции на потребительский спрос остается высокой, значительная часть ритейлеров (в основном сегмента масс-маркет) не намерена сокращать планы по развитию, а новые бренды продолжают выходить на рынок Москвы — 17 штук с начала года», — говорит Максим Палт.

Коммерческие условия в целом не изменились за последние полгода: по данным JLL, средняя ставка аренды составляет $0,4–1,45 тыс. за 1 кв. м в год, максимальная — $2–3,8 тыс. за 1 кв. м в год. Однако эксперты CBRE не исключают, что до конца года ставка может упасть на 10–20% в долларовом выражении.

Ранее «Газета.Ru» писала об итогах полугодия на рынке инвестиций в коммерческую недвижимость России.