Россияне заполняют Петербург

Гостиницы Санкт-Петербурга выиграли от развития внутреннего туризма

Екатерина Сахарова 27.04.2015, 17:02
iStockphoto

Гостиничный рынок Cанкт-Петербурга, просевший в прошлом году из-за снижения интереса со стороны иностранных туристов, возрождается за счет россиян. Рост внутреннего туризма позволил питерским отелям увеличить доходность на 16% преимущественно за счет повышения заполняемости, а не тарифов. Эксперты ожидают, что определяющими станут майские праздники, белые ночи и международный экономический форум.

Доходность на номер (показатель RevPAR) гостиниц Санкт-Петербурга в первом квартале выросла на 16%, до 1,5 тыс. руб., по сравнению с тем же периодом прошлого года, говорится в отчете международной консалтинговой компании JLL. Рост продемонстрировал каждый сегмент в отдельности, но особенно он заметен в самых дорогих отелях.

«В большей степени позитивная динамика заметна в сегменте люкс, верхнем пределе верхнего сегмента и верхнем сегменте», — приводятся в отчете слова руководителя департамента гостиничного бизнеса компании Дэвида Дженкинса.

Доходность отелей люксового сегмента (Luxury) выросла на 21%. Это стало следствием увеличения тарифов на 8% (до 9,5 тыс. руб.) и заполняемости на 13% (4,2 п.п.) — до 39%.

Люксовые гостиницы выбрали грамотную политику и привлекли платежеспособных россиян, которые сейчас не могут или не хотят выезжать за границу, считает эксперт.

Доходность отелей верхнего предела верхнего сегмента (Upper Upscale) выросла на 31%, и здесь увеличение вызвано ростом заполняемости на 29% (10,1 п.п.), отмечают аналитики JLL. Гостиницы этого сегмента востребованы благодаря своему центральному расположению в историческом центре города.

Доходность верхнего сегмента (Upscale) выросла 30,5%, что также объясняется увеличением загрузки на 32% (13,2 п.п., до 55%) при незначительном уменьшении тарифов.

Результаты гостиниц верхнего предела среднего сегмента (Upper Midscale) и среднего сегмента (Midscale) не такие впечатляющие: их доходность выросла всего на 4%. Причем если в первом случае рост стал результатом небольшого увеличения заполняемости, то во втором — только повышением тарифов.

Отели верхних сегментов продемонстрировали активный рост показателей за счет внутреннего туризма: россияне предпочли провести новогодние, февральские и мартовские праздники не выезжая за рубеж.

По данным компании Cushman & Wakefield, загрузка по городу в среднем выросла на 6,7%, больше всего вырос верхний ценовой сегмент — на 20%. Наивысшая загрузка в сегменте Upscale (54%). В среднем загрузка качественных отелей составляет 48%.

«Рост доходности на номер в брендированных гостиницах происходил в первом квартале года преимущественно за счет увеличения заполняемости, тогда как повышенный интерес со стороны российских туристов не позволяет поднять цены на проживание», — приведены в исследовании JLL слова Дэвида Дженкинса.

Большой потенциал в этом плане у гостиниц сегмента Upper Midscale. По словам экспертов, им сложно поднять тарифы, но любое увеличение спроса со стороны внутреннего туризма может хорошо повлиять на общую динамику при сохранении «разумных цен на размещение».

По мнению экспертов, тренд на развитие внутреннего туризма может стать шансом для Санкт-Петербурга привлекать состоятельных клиентов в течение всего года, а не только во время Петербургского международного экономического форума.

«Это позитивный момент для города (и неважно, чем он обусловлен), пытающегося укрепить качественный внутренний туризм, ведь раньше из других городов России в Санкт-Петербург приезжали в основном школьные экскурсии и туристы на выходные», — говорится в отчете JLL.

Партнер, руководитель отдела гостиничного бизнеса и туризма Cushman & Wakefield Марина Смирнова считает, что качественные отели могут выиграть за счет так называемого романтического туризма. «Есть состоятельные люди, которые готовы приезжать на выходные в СВ-вагонах или на экспрессе бизнес-классом, они могут себе позволить поселиться в дорогих гостиницах. Такие поездки на выходные для них могут стать заменой Европе», — говорит эксперт.

Во втором квартале аналитики ожидают дальнейшего улучшения показателей благодаря майским праздникам, белым ночам в июне и экономическому форуму. Общая статистика может также улучшиться благодаря тому, что новых значимых открытий отелей на этот год в Санкт-Петербурге не запланировано.

«Больше давления испытывают гостиницы, ориентированные на зарубежный корпоративный спрос, в то время как у гостиниц, работающих с российскими и азиатскими туристами, ситуация гораздо позитивнее», — считает Дэвид Дженкинс.

По словам Марины Смирновой, в то же время снизился поток из Финляндии — как бизнес-туристов, так и просто отдыхающих.

«С учетом того, что Финляндия всегда была основной европейской страной по количеству въезжающих в Санкт-Петербург, проседание будет заметным», — говорит эксперт. Она отмечает, что гостиницы Санкт-Петербурга переориентировались на туристов из Южной Кореи, Японии, Китая, Ирана, Турции и Индии.