Кризис поселился в отелях

Гостиницы Москвы пустуют, несмотря на падение цен

,
Кризис поставил гостиничный рынок в тупик: после сильного падения заполняемости из-за обострения отношений России с Западом отельеры снизили цены, однако это не помогло привлечь новых гостей. Доходность номеров падает, но сами гостиницы сделать в этой ситуации ничего не могут, говорят эксперты.

Качественные отели Москвы снижают тарифы себе в ущерб, пытаясь привлечь клиентов, однако загрузка все равно падает фактически во всех категориях. Доходность на гостиничный номер сократилась в среднем по столичному рынку на 12%, до 3,4 тыс. руб., а загрузка упала до 60%, свидетельствуют данные отчета международной консалтинговой компании JLL по итогам 2014 года.

Рынок гостиниц пострадал все от тех же факторов: сначала из-за геополитической ситуации отельеры опасались потерять иностранцев, в том числе бизнес-туристов, которые обеспечивают заполняемость дорогих номеров, затем к этой проблеме прибавились курс рубля и инфляция.

В результате владельцы гостиниц столкнулись с падением стоимости объектов в валютном выражении и с трудностями в обслуживании долговых обязательств, поясняют эксперты. Ситуацию усугубляет то, что гостиницы используют импортные материалы в отделке и оснащении. Кроме этого, гостиничный рынок сильно зависит от политики. Ранее «Газета.Ru» писала, что Москва из-за конфликта на Украине, который отпугнул бизнес-туристов, покинула тройку лидеров в рейтинге европейских столиц с самыми дорогими отелями.

«Московские гостиницы сейчас очень выгодны по цене для зарубежных гостей, но иностранные туристы не будут активнее приезжать в Россию, пока не изменится имидж страны на Западе, а без резкого увеличения спроса не вырастут и тарифы», — приведены в отчете слова руководителя департамента гостиничного бизнеса JLL Дэвида Дженкинса.

С сентября, который характеризовался достаточно высокими операционными показателями, по декабрь произошло снижение всех основных показателей во всех сегментах гостиничного рынка, отмечают в Colliers International. Исключением стали два высших сегмента, которые традиционно отличаются по трендам от более низких.

Каждому сегменту — свое

Загрузка люксовых гостиниц достигла минимума с 2009 года — 61,8%. И впервые с тех кризисных лет доходность на номер (RevPAR) в этом сегменте стала отрицательной, сократившись на 6,5%.

В 2009 году доходность падала куда сильнее — на 25%, поэтому пока полной аналогии с прошлым кризисом проводить не стоит, хотя отели сегмента люкс сейчас борются за каждого гостя, заключают аналитики.

Стоимость люксовых номеров упала на 3%, до 12,8 тыс. руб. в сутки.

Тем не менее больше проблем сейчас не у люксового сегмента, а у следующего за ним — верхнего предела верхнего сегмента (Upper Upscale), поскольку он традиционно менее стабилен. Загрузка здесь сократилась на 9%.

«Загрузка гостиниц верхнего предела верхнего сегмента в 2014 году составляла 59%, а при тарифе на уровне 10 тыс. руб. доходность на номер составляет всего 5,95 тыс. руб., то есть менее $100 по нынешнему курсу. Для гостиниц, которые тратят огромные суммы на строительство или реконструкцию, это повод для беспокойства», — приведены в отчете слова Дэвида Дженкинса.

В следующем сегменте — верхнем (Upscale) — аналитики JLL отмечают самое сильное снижение доходности номеров. За год показатель сократился на 14% и опустился ниже 4 тыс. руб. Тариф здесь упал до 6 тыс. руб., а заполняемость сократилась до 65%.

Лучшую динамику в сложившихся условиях, по данным экспертов компании, продемонстрировал верхний предел среднего сегмента (Upper Midscale) — доходность на номер в нем снизилась всего на 4% по сравнению с прошлым годом. Эти гостиницы обладают меньшим объемом номерного фонда, что в сочетании с центральным расположением, наличием качественного бренда и предоставлением полного спектра услуг делает сегмент наиболее защищенным от любого кризиса, говорят эксперты.

Гостиницы среднего ценового сегмента (Midscale) находятся дальше от центра и предлагают меньший объем инфраструктуры. По данным JLL, здесь заполняемость снизилась незначительно и составила около 70%.

В то же время эксперты Colliers International отмечают самое заметное падение заполняемости именно в сегментах Midscale и Upper Midscale — самых массовых. «Загрузка в октябре, ноябре и декабре показала негативную динамику снижения с 74,6% до 67,4 и 61,3% соответственно по трем месяцам», — рассказала «Газете.Ru» директор отдела консалтинга компании Colliers International Юлия Горлова.

Тем временем в Москве сохраняется дефицит бюджетных гостиниц, отмечали эксперты CBRE, подводя итоги 2014 года. Номерной фонд в Москве за минувшие 12 месяцев вырос в 1,7 раза, однако бюджетный сегмент практически не растет. На эту проблему обратили внимание и власти Москвы.

По плану столичного правительства, к 2025 году доля гостиниц категории две-три звезды в общем объеме предложения должна составить около 65%.

«В нынешних условиях это нереально, но в первую очередь даже не из-за экономической ситуации, а из-за законодательства, налогового права... Власти Москвы хотят развивать бюджетный сегмент на гостиничном рынке, но ничего не делают для этого. Есть примеры больших городов не так далеко от нас – Минск, Тбилиси, Киев. Им сказали: вот площадка, амнистия по налогам, tax free на импорт – и они все сделали», — рассказывает заместитель директора по развитию индустрии гостеприимства CBRE Станислав Ивашкевич.

Эксперт подчеркивает, что особенно в нынешней ситуации развитие бюджетного сегмента требует пересмотра отношения администрации города к гостиничному рынку.

Что будет в новом году

Сейчас от самих гостиниц мало что зависит, поэтому на 2015 год эксперты смотрят пессимистично.

Отели сосредоточатся на загрузке и будут пытаться нарастить ее до стабильных 70% и выше, поэтому вряд ли можно ожидать увеличения тарифов, считают в JLL. В Cushman & Wakefield, напротив, прогнозируют рост цен в рублях — в среднем на 5% относительно уровня прошлого года. Постепенный рост аналитики компании ожидают начиная уже со второго квартала на фоне инфляции и необходимости «отыграть» нереализованный рост цены, который был сдержан ранее для поддержания спроса.

На конец 2014 года аналитики Cushman & Wakefield зафиксировали снижение спроса на 5 процентных пунктов за счет сокращения потока клиентов из Европы и США.

Это снижение спроса могут компенсировать гости из стран Азии и Ближнего Востока, уверены эксперты.

«Внутренний спрос со стороны бизнеса не будет расти, однако его смогут компенсировать потребности представителей власти в размещении в гостиницах и проведении мероприятий, направленных на решение возникших в стране экономико-политических проблем», — считает руководитель отдела гостиничного бизнеса и туризма Cushman & Wakefield Марина Смирнова, слова которой приведены в годовом отчете.