Как улучшить Петербург

Читатель «Газеты.Ru» о том, что российским городам не хватает яркости

Александр Йорк 13.12.2014, 13:33
vk.com

«Недавно вернулся в родной Петербург после двухмесячной жизни в Барселоне. Заметил, что город на контрасте воспринимается по-разному. Если после Азии бросаются в глаза духовные различия, то после Европы обращаешь внимание на материальные. Захотелось поделиться с вами этим послеевропейским восприятием Питера и предложить несколько идей по улучшению города», — пишет наш читатель, рассуждая о том, чего не хватает Северной столице.

С одной стороны, историческая часть Питера каждый раз восхищает. Будь это стремительный ночной Невский или маленькие дворики Петроградки: они полны деталей, эстетики и красоты, которые растапливают твое сердце, заставляют проникаться городом.

Но с другой стороны, в глаза бросаются в первую очередь минусы. Чтобы попытаться передать ощущение, нужно найти образ. Когда я прилетел, мне показалось, что я увидел Россию глазами какого-то голливудского режиссера.

Так в западных фильмах показывают Восточную Европу: холодные улицы с преимущественно скучной, выстраданной советской архитектурой и идущие по ним хмурые люди в серых и черных одеждах.

И самое главное, что я раньше не замечал, это какой-то военный порядок. То есть городские улицы вроде как чистые и с элементами инфраструктуры, но они совершенно неуютные. С непривычки кажется, что ты находишься в какой-то огромной военной части, в которой прапорщик приказал солдатам подмести плац и поставить одинаковые заборчики, — нет никаких проявлений тепла, уюта и индивидуальности. Из-за этого пространство кажется еще холоднее, а глазу не за что зацепиться.

Это ощущение отсутствия уюта не покидает даже в центре, и я часто мог представить, как бы эта улица выглядела в Каталонии из-за похожей европейской архитектуры. Разница сразу чувствуется. Кажется, что у нас жители не воспринимают город как свой. Это не их город, они там просто живут.

Наша ментальность такова, что мы воспринимаем свое пространство только в пределах собственной квартиры. Парадная уже к нам не относится, а улицы города — тем более. То есть российский город — это совокупность отдельных уютных квартир, которые контрастируют с неуютным миром снаружи.

Мы воспринимаем улицы как собственность государства, что дает нам возможность ругать это государство, когда оно делает что-то не так. Мы сами не заботимся о городе, отдавая это в руки властей, понимая, что инициатива наказуема или заблокирована чиновничьей бюрократией. Поэтому улицы становятся похожи на бездушную военную часть, а не на то, где живут люди.

В итоге кажется, что Питеру не хватает человечности, индивидуальности и творчества. Все остальное, чтобы быть прекрасным городом, у него есть.

Когда можешь сравнивать, в голову лезут мысли о том, что бы ты хотел изменить. Поделюсь ими с вами. Про каждую мысль можно сказать, что это дорого, невозможно и неправильно. Но мы же можем помечтать.

Нужно запретить всю наружную рекламу, размещенную выше второго этажа зданий.

Всякие многоэтажные световые короба с надписями вроде «Типография». Они своим безвкусным дизайном не дают увидеть замечательные здания. Это же относится к миллиону всяких светящихся стрелок рядом с арками во дворы и рекламе в окнах. Это не несет никакой ценности и является визуальным загрязнением, которое отвлекает наше внимание безо всякого смысла. Простое правило — реклама только на первом этаже. Плюс дизайн-код улиц, чтобы магазины уважали многолетние стены, лепнину и декоративные элементы города.

В центре очень много брандмауэров — глухих стен на всю высоту здания с несколькими окнами или совсем без них. Сейчас они либо не используются, либо на них висит раздражающая реклама.

Можно пригласить художников граффити как из России, так и со всего мира и сделать по всему городу талантливые философские принты, которые будут радовать прохожих и заставлять их задумываться о важном.

Не должно быть цензуры и обязательного отношения граффити к тематике Петербурга или России. Только в свободе рождается настоящее искусство. Часть стен нужно отдать городским художникам, которые также без всякой цензуры могут рисовать там все, что хотят. Сначала будет умопомешательство, но потом путем естественного отбора выкристаллизуется талантливый арт.

Нужно способствовать тому, чтобы жители города украшали собственные улицы. Сейчас эта прерогатива отдана немногочисленным бабушкам, которые делают грядки под окном, оформляя их пластиковыми бутылками или прибивая гвоздями к деревьям старые мягкие игрушки.

Почему бы не делать так, как в Берлине, когда любой житель города может повесить на улице картину, сделать скамейку, поставить на тротуаре арт-объект и реализовать любую идею. Такие мелочи создают уют и делают так, что по улицам становится интересно гулять. Такая свобода могла бы сделать интересными даже спальные районы.

Нужно отдавать заброшенные или неиспользуемые здания под сквоты для молодежи и современных художников, чтобы они могли сами создавать там среду для жизни и творчества.

Пустыри, которые много лет закрыты строительными заборами, нужно открывать и отдавать во временное пользование жителям. Они могут делать там сами зону отдыха, выращивать овощи, проводить мастер-классы — то есть использовать пространство для общественной пользы именно тех, кто живет рядом. В целом будет очень здорово, если Питер будет городом его жителей, а не государства.

От редакции. Материал взят из личного блога и публикуется с разрешения автора. Мнение автора может не совпадать с позицией редакции. Если у вас есть история, которой вы хотите поделиться с нашими читателями, пишите нам на lo@gazeta.ru