Построить центр притяжения

Какие проекты имеет смысл строить в кризис

Алина Звенигородцева 11.12.2014, 09:46
Вид на Крестовский остров Руслан Шамуков/ТАСС
Вид на Крестовский остров

В условиях кризиса девелоперы все чаще задумываются о том, какие идеи будут стопроцентно выигрышными. Эксперты считают, что однозначный успех может ждать только те объекты, которые предлагают многофункциональные решения. Много говорится и об эмоциональной составляющей – сможет ли проект предложить новую ценность и стать центром притяжения?

В условиях сложной экономической конъюнктуры самые высокие шансы на успешную реализацию проектов имеют девелоперы, предлагающие нестандартные решения. Решения должны быть не просто уникальными и инновационными, но и востребованными.

Важно исследовать пространство и отталкиваться от потребностей и возможностей города, создавать продукт, который будет ценен не только для инвесторов, но и для жителей. Этот вопрос обсуждался экспертами на форуме «Будущий Петербург».

В Санкт-Петербурге сейчас готовится сразу несколько интересных проектов, которые в перспективе могут ни много ни мало изменить облик города – стать новым центром притяжения.

Серьезные преобразования ждут город в связи с чемпионатом мира по футболу, который Санкт-Петербург примет в 2018 году. Генеральный директор института «Урбаника» Антон Финогенов считает, что из объектов, построенных к ЧМ-2018, наибольший потенциал у стадиона «Зенит Арена».

«Это не только самый капиталоёмкий и технологически сложный проект, у него есть общественные пространства, которых так недостаёт Петербургу вне центра города», — говорит эксперт. По его словам, стадион и пространство вокруг него могут стать «центром общественного и рекреационного притяжения».

«Виды на пространство вокруг стадиона, на акваторию Невы, на Западный скоростной диаметр – это само по себе эстетическая ценность», — уверен Антон Финогенов.

По мнению экспертов, новым общественным пространством для Санкт-Петербурга может также стать «Лахта центр», который предполагает решение сразу нескольких задач.

«Это и набережная, и рекреационные функции, которые связывают территорию вокруг здания, и амфитеатр, и общественные объекты, которые занимают около половины внутренней площади здания», — говорит Антон Финогенов. По его словам, если построить пешеходный мост и присоединить набережную через Парк 300-летия Петербурга, можно «создать точку притяжения, силы которой умножатся в два раза благодаря эффекту синергии с пространством вокруг стадиона».

«Эти два пространства имеют возможность связи за счёт создания набережной и за счёт некой событийности. Архитектурная доминанта, музейные и сервисные объекты могут стать стимулом для людей, например, пешком пройти от стадиона до «Лахта центра» и наоборот. Это пространство должно быть центром притяжения, чтобы, когда петербуржца спросят, куда пойти кроме исторического центра, он мог с уверенностью предложить район стадиона на Крестовском и «Лахта центра», где можно погулять, развлечься и посетить какие-либо культурные события», — говорит Антон Финогенов.

По словам экспертов, в кризисное время шансы на позитивное развитие получают именно такие эффективные проекты, которые предлагают множество функций и планы по развитию инфраструктуры, могут стать новым центром общественной и культурной жизни в городе.

Однако развитие городов напрямую зависит от взаимодействия местных властей не только с инвесторами, но в первую очередь с горожанами. Для того чтобы создавать востребованные объекты нужен диалог, он дает больше шансов на выживание в условиях стагнации экономики. Необходимо понимание того, чего именно ждут от крупных проектов жители города, а для этого нужно взаимодействие.

«Мне кажется, городская власть вообще не использует те возможности, которые ей дают. Она не вступает в диалог с активным, позитивно настроенным бизнесом, не работает с горожанами. При этом я вижу, что в Петербурге есть активные горожане, здесь начинают формироваться устойчивые сообщества девелоперов», — говорит архитектор, директор центра градостроительных компетенций РАНХиГС при Президенте России Ирина Ирбитская.

Отличительная черта современного постиндустриального общества — переход к инновационной открытости. Этот принцип постепенно перенимают все динамично развивающиеся отрасли бизнеса – в том числе девелоперы и урбанисты.

Профессор СПбГАСУ Валерий Нефёдов уверен, что при разработке проектов спортивной инфраструктуры и сопутствующих территорий власти Санкт-Петербурга должны учитывать европейский опыт подготовки к Олимпийским играм. По его мнению, в районе акватории Финского залива до Ольгино, Лисьего носа и дальше до стадиона на Крестовском острове можно создать территории для езды на велосипеде и пеших прогулок. Это могло бы привлекать туда людей и после ЧМ-2018.

«Надеюсь, у руководства города хватит сил, мотивации и интереса провести конкурсы среди молодых ландшафтных архитекторов и дизайнеров с участием международных команд, а не угодить в очередной раз в «дежурное» благоустройство типа пешеходных зон.

Это вопрос открытости менталитета - не зацикливаться на «своих», а предложить молодёжной креативной аудитории дать хотя бы три-четыре концептуально разных предложения по дизайну береговой полосы вдоль Финского залива и территории, непосредственно примыкающей к стадиону. Там самый «золотой» ресурс нашей городской природы», — говорит Валерий Нефёдов.

В современном обществе город рассматривается как объект преобразований и со стороны профессионального сообщества — разработчиков генерального плана, архитекторов, строителей, и со стороны горожан, которые начинают вовлекаться в процесс преобразований и пытаться влиять на общую картину городского развития.

Однако подходить к преобразованиям нужно максимально ответственно, чтобы создать действительно комфортный город, и генплан, и все предлагаемые проекты должны соответствовать некому единому стратегическому направлению.

«Сейчас во властной вертикали очень много субъектов, принимающих решения, в итоге, хорошие интересные проекты и предложения остаются невостребованными из-за того, что их на каком-то из этапов не заметили. Ведь для того, чтобы проект был реализован, необходимо, чтобы мнения всех этих субъектов совпали. Нужны аргументы, которые заставят заработать весь механизм и принять решение. Это решение должно быть экономически обоснованным», - считает исполнительный директор АО МФК «Лахта» Александр Бобков. «При затухающем инвестиционном климате уместнее говорить о снятии любых барьеров — не дать реализовать проект на конечном этапе мы можем всегда, но мы ведь душим их еще до того, как они даже заявляются», - отмечает он.

Таким образом, сейчас городу необходим диалог между властью, архитекторами, инвесторами и жителями, которые совместными усилиями могли бы определить это стратегическое направление.