Пенсионный советник

Простые шаги к экоофису

Как сделать офис экологичным

Ольга Хохрякова 04.11.2014, 11:04
iStockPhoto

Сделать офис экологичным не просто легко, но и выгодно. Раздельный мусор и макулатуру вывозят бесплатно, а немного внимания к составу моющих средств позволяет сохранить здоровье сотрудников. «Газета.Ru» рассказывает о простых шагах, которые в Европе сделали уже давно.

Сбор макулатуры

В любом офисе много макулатуры. Чтобы не выбрасывать использованную бумагу, можно организовать ее сбор – это не только бесплатно, но и немного выгоднее.

Во-первых, вывозят бесплатно, а за бумагу офису даже платят.

В интернете несложно найти компании, которые занимаются вывозом макулатуры. Бесплатный вывоз, как правило, предлагают при накоплении 500 кг, некоторые – при 300 кг. Сколько офису заплатят за сырье, зависит от объемов макулатуры (чем ее больше, тем она дороже), качества бумаги, а также ее состояния и формы (прессованная она или нет).

По качеству макулатуру можно разделить на три группы:

— высокого качества (к ней относится белая бумага, которая чаще всего используется в офисах, а также бумага с линовкой и невлагопрочные бумажные мешки);

— среднего качества (картон, в том числе гофрированный, а также книги, журналы, брошюры, блокноты и прочая полиграфическая продукция, но без переплетов, обложек и корешков);

— низкого качества (например, газеты, картон с пропиткой и покрытием, черный и коричневый, с копировальным слоем).

Естественно, дороже всего стоит бумага самого высокого качества. Цены варьируются примерно от 1 тыс. до 5 тыс. руб. за тонну.

Сдавать можно также архивные и конфиденциальные материалы. Компании принимают шредированные документы, а также могут предоставить акты об уничтожении.

Насколько реально офису собрать 500 кг макулатуры? Возьмем стандартную пачку бумаги на 500 листов, она весит примерно 2,5 кг. В одной коробке около пяти пачек, значит, ее вес – 12,5 кг. Чтобы воспользоваться услугами компаний, вывозящих 300 кг бесплатно, нужно собрать, образно говоря, 24 коробки. А для компаний, которые вывозят от 500 кг, – 40 коробок.

Самая непростая задача – найти место для сбора бумаги, чтобы его было достаточно и чтобы пожарные службы не были против.

Во-вторых, отдавая бумагу на переработку, офис может сэкономить на вывозе смешанных отходов, объем которых таким образом уменьшится.

Макулатура составляет по весу почти 40% твердых бытовых отходов (ТБО), а это значит, что вывоз мусора, за который платит каждая компания, станет значительно дешевле.

Кроме этого, двусторонняя печать или, если принтер не позволяет, печать на обороте, дает возможность компании экономить на закупках.

Средняя российская компания из 50 человек тратит на бумагу около 180 тыс. руб. в год. Бережное отношение позволяет сэкономить до 70 тыс. руб. в год, подсчитали в Greenpeace.

Вывоз раздельно собранного мусора также бесплатный, если его объем превышает 500 кг.

Сбор использованных батареек

В России существует всего один завод по переработке батареек и аккумуляторов с извлечением полезных ресурсов для вторичного использования. И он находится в Челябинске.

Именно поэтому трудностей с утилизацией этого вида отходов гораздо больше. Причем в данном случае частным лицам проще, чем организациям, – в Москве открыто множество точек приема батареек от физлиц.

Везут батарейки для переработки в Челябинск, поэтому эта услуга не может быть бесплатной, по крайней мере для компаний, которые собирают большие объемы.

«Этой услугой занимается непосредственно челябинская компания. С ними можно заключить договор по вывозу батареек на переработку. До последнего времени в Москве не было компаний, которые стали бы делать на этом бизнес», — рассказала «Газете.Ru» координатор проекта Greenpeace «Зеленый офис» Юлия Пронина.

Недавно челябинский завод поднял цены, поэтому сейчас услуга по вывозу отработанных батареек любого объема стоит 250 руб. для юридических и 200 руб. для физических лиц, рассказали в компании «Сфера экологии», которую экологи называют одной из самых активно развивающихся на рынке.

«Батарейки — это опасные отходы. Мы сами платим за их утилизацию и транспортировку, поэтому вынуждены оказывать эту услугу за деньги», — пояснила специалист компании Юлия Мухина.

Пластиковые стаканчики и вода из кулеров

О качестве воды из кулеров говорилось уже не раз — содержимое практически любой бутылки не просто малополезное, но вредное, причем зачастую даже хуже, чем у воды из крана, говорят экологи.

«Последние годы компании стали отказываться от кулеров. Причем даже не потому, что приходится пользоваться пластиковыми стаканчиками, а потому, что вода в кулерах загрязненная и очень низкого качества», — говорит директор по развитию экобюро Greens, эксперт WWF России Елена Смирнова.

Пить из керамической посуды лучше по двум причинам.

Во-первых, пластиковые стаканчики могут выделять вредные вещества, если использовать их не по назначению. Например, из некоторых нельзя пить ничего кроме простой воды.

Для горячих напитков не подходят стаканчики из полистирола (обозначение — PS на стаканчике). Они не выдерживают высоких температур и выделяют стирол в чай или кофе. В них также нельзя наливать алкогольные напитки. Регулярное употребление напитков из неправильных одноразовых стаканчиков вызывает болезни печени и дыхательных путей. Кроме этого, стирол накапливается в организме и не выводится, предупреждают экологи.

Во-вторых, одноразовые стаканчики сложно перерабатывать. «По сути, один раз попив, мы производим отходы. Мы посчитали, что если в офисе 100 человек, то за год они расходуют 125 тыс. одноразовых стаканчиков. Это очень много. Когда берешь один, психологически кажется, что в этом нет ничего страшного», — говорит Елена Смирнова.

Средства для уборки офиса

«В офисе для мытья посуды часто используют дешевые средства, которые фактически не смываются. В результате они вместе с посудой попадают в еду сотрудникам. В этом смысле нужно покупать биоразлагаемые экологически безопасные средства, которые есть в той же ценовой категории или на 2–3 % дороже», — рассказывает Елена Смирнова.

Та же история со средствами для уборки: если мыть полы токсичными средствами для уборки, они окажутся в воздухе и весь офис будет ими дышать.

Любые средства не должны содержать хлора, фосфатов. Количество анионных ПАВ (поверхностно-активных веществ) не должно превышать 5%. Соответствующую информацию можно найти на этикетке.

Эти химикаты вызывают аллергические реакции, заболевание дыхательных путей, вызывают нарушение иммунитета, работу органов, накапливаются в организме, говорят экологи.

«Количество ПАВ пишут в составе. Иногда может быть написано конкретное ПАВ-вещество, а не аббревиатура. В этом случае неспециалисту будет не так просто понять, к какому типу оно относится. Но такое бывает редко», — говорит Юлия Пронина.

Использовать светодиодные лампы

Светодиоды в два раза экологичнее люминесцентных ламп, не содержат токсичных соединений ртути и не становятся опасным отходом, говорят экологи. Хотя они также нуждаются в утилизации.

Светодиоды в несколько раз дороже люминесцентных ламп, однако они экономично используют энергию и служат гораздо дольше. Светодиодные лампы могут прослужить до 50 тыс. часов, тогда как люминесцентные – около 10 тыс. часов.

Выключать компьютеры и выключатели на переходниках

За свой срок службы прибор потребляет до 40% энергии впустую, если находится в спящем режиме, подсчитали в Greenpeace.

Термопот вместо чайника

Подогрев чайника – довольно энергозатратный процесс, особенно если каждый сотрудник, приходя на кухню, первым делом включает чайник. Термопоты сочетают в себе чайник и термос и позволяют сохранять воду горячей, а не греть по сто раз в день. Стоимость термопота начинается примерно от 1,5 тыс. руб.

Работа с людьми

Самый важный шаг – это работа с сотрудниками, говорят экологи. В офисах, где принудительно сверху спускают подобные инициативы, они все равно не работают. Это могут быть рассылки, фильмы, забавные постеры – каждая компания должна найти свой способ заинтересовать сотрудников.