Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

Легкий транспорт для Подмосковья

Власти обещают запустить скоростной транспорт в Подмосковье до 2018 года

Ольга Хохрякова, Юлия Погорелова 24.06.2014, 21:40
РИА «Новости»

Скоростной транспорт должен связать Москву с областью, а также ближайшие города между собой уже через четыре года. Интерес к проекту, который оценивается в 250 млрд руб., проявила немецкая компания Siemens. Время для реализации подходящее, говорят эксперты, однако бизнес может потребовать право самостоятельно определять тарифы на проезд.

Власти Московской области активно обсуждают строительство легкого метро, которое должно не только связать столицу и область, но и сами подмосковные города между собой. Проект на недавней встрече с губернатором области поддержал президент Владимир Путин.

«К сожалению, отсутствует или очень затруднено движение между городами Подмосковья», — отметил на встрече с журналистами зампред правительства Московской области, курирующий транспорт, Петр Иванов.

По его словам, проведенный анализ автомобильных потоков показал, что 40% автомобилей, которые проезжают по МКАД, перемещаются между двумя соседними городами. «То есть проехать, например, из Мытищ в Королев иногда сложнее, чем из Королева в Москву», — говорит чиновник.

Создание инфраструктуры рельсового скоростного пассажирского транспорта в Подмосковье утверждено в схеме территориального планирования еще в июле 2007 года.

Сейчас существуют два направления, для которых проработаны коридоры прохождения и определены места размещения остановок.

Первый участок, Подольск — Домодедово — Раменское с подходом к территории ЛИИ им. Громова в Жуковском, власти планируют ввести в эксплуатацию до конца 2018 года.

Протяженность линии от железнодорожной платформы Кутузовская Курского направления до станции Раменское Рязанского направления составит 53,6 км. По словам Иванова, планируемый пассажиропоток в пиковые часы будет достигать 10 тыс. человек.

Вторую линию протяженностью около 69 км планируется запустить до 2022 года на участке Мытищи — Пушкино — Ивантеевка — Щелково — Балашиха — Реутов.

Начало и конец маршрута должны подходить к станциям метро: на юге к «Косино», на севере — в городе Мытищи, где к 2018 году должна быть построена станция. Проблемы в основном связаны не столько с самим строительством, сколько с изъятием земель, которое требует времени, говорит Иванов.

Рассматриваются разные технические решения — это может быть метрополитен, легкое метро, экспресс-электропоезда или скоростные трамваи. В первую очередь власти Подмосковья рассчитывают на транспорт в наземном исполнении, поскольку такое строительство обойдется в разы дешевле, говорит чиновник.

«Возможно, где-то это будет аналог Бутовской линии метро, где-то скоростной трамвай», — сказал Иванов. Скорость транспорта должна составить 40–45 км/ч, а на отдельных участках — 80–90 км/ч.

Стоимость реализации проекта оценивается в 250 млрд руб. По словам чиновников, активно проявляют интерес к проекту западные компании.

В интервью газете «Ведомости» губернатор Андрей Воробьев рассказал, что первые переговоры по проекту были проведены еще на Петербургском форуме в мае с немецкой компанией Siemens, а на этой неделе должна состояться поездка в Дюссельдорф для обсуждения деталей.

«Siemens одни из первых обратились с готовностью участвовать не только в проработке проекта, но и в финансировании. Поэтому с Siemens мы сейчас ведем переговоры на предмет того, в какой форме мы будем сотрудничать», — сказал Иванов журналистам. Других потенциальных инвесторов он называть отказался, ссылаясь на то, что пока нет письменных подтверждений заинтересованности тех или иных компаний.

Запустить линии рельсового скоростного транспорта ранее не удавалось из-за отсутствия частных инвестиций в проект, так как бизнесу это было невыгодно, считает директор Центра исследований транспортных проблем мегаполисов НИУ ВШЭ Константин Трофименко. Однако сейчас предпосылок для появления интереса со стороны бизнеса больше.

«В текущий момент значительно увеличилось количество населения в обозначенных городах, возводятся новые жилые комплексы, которые активно заселяются, катастрофическая ситуация с автомобильными заторами. Бизнес начинает видеть для себя выгоду, однако только при условии, что будет регулировать тарифы самостоятельно. Соответственно, тарифы будут не очень маленькие, но соответствующие спросу», — рассказывает Константин Трофименко.

Эксперт приводит в пример аналогичный проект — ветка эстакадного метро от станции «Планерная» до торгового центра IKEA в Химках, которую планируется строить за частные деньги.

«Инвесторы рассчитывает, что стоимость проезда составит 50 руб. — по их мнению, люди готовы платить такую цену, чтобы не стоять в пробках. В Подмосковье стоимость проезда должна быть меньше, так как 50 руб. — объективно много для жителей Подмосковья», — считает Трофименко. Дополнительным способом возврата денег может стать, например, строительство торговых объектов на территории около станции.

Зампред правительства области Иванов, отвечая на вопрос о тарифах, заявил, что они будут зависеть от вида транспорта, поскольку стоимость поездки определяют как себестоимость эксплуатации, так и расстояние.

Однако вне зависимости от того, на государственные или частные инвестиции будет реализован проект, власти обещают сделать стоимость проезда доступной.

Как отметил заместитель директора отдела стратегического консалтинга компании JLL Михаил Якубов, вовлечение во вложение средств в данный проект может быть выгодно и целесообразно только для тех инвесторов, которые занимаются освоением больших территорий на протяжении всей линии строительства нового рельсового транспорта.

«В самих городах, таких как Балашиха, Реутов, Мытищи, Раменское, нет крупных инвесторов, занимающихся освоением масштабных территорий. Есть более мелкие инвесторы, но на данный момент у нас не существует конкретного инструмента, который позволил бы реализовать совместное финансирование», — считает Михаил Якубов. Что касается привлечения иностранных инвесторов, то это возможно, если производства этих зарубежных компаний расположены в Московской области, как раз на протяжении линии нового транспорта, считает эксперт.

Если проект все-таки будет реализован, кардинальных улучшений транспортной доступности не произойдет, однако это положительно скажется на развитии тех территорий, где пройдут линии,

считает Константин Трофименко. По его мнению, создание такой системы не решит проблемы, так как провозная возможность легкого метро или трамвая меньше, чем у электрички или подземного метро.

«Однако появление дополнительной альтернативы проезда между этими городами положительно отразится на развитии территории. Так как сейчас доехать из Раменского в Подольск довольно сложно, особенно на общественном транспорте», — считает эксперт.