Города меняют «начинку»

Правильно организованное общественное пространство может до неузнаваемости изменить облик города

ИТАР-ТАСС
Современные города сегодня особенно остро нуждаются в новых подходах к общественным пространствам. Умелая организация публичных мест не только приглашает горожан проводить больше времени «дома», не выезжая за пределы города, но и поддерживает на высоком уровне туристический поток. Как показывает неутешительная статистика, если общественные пространства не продуманы или скучны, туристы не стремятся снова вернуться в этот город.

Необычно и комфортно организованные общественные зоны могут до неузнаваемости изменить облик города. В испанской Севилье на месте рынка в криминальном районе города построили самую большую деревянную конструкцию в мире под названием «MetropolParasol». Новый проект, создавший красивый и востребованный центр притяжения, буквально вдохнул жизнь в эту часть города. А на пешеходной улице американского городка Шарлотсвилл (Вирджиния) есть стена черного цвета. Рядом лежит мел, и каждый проходящий мимо может оставить свой след на этой стене, которая стала своеобразным символом свободы самовыражения, объединяя при этом пространство между улицей и расположенной неподалеку мэрией.

Сегодня существует пять видов общественных пространств, без которых не обойтись ни одному современному городу:

рекреационные зеленые пространства (скверы, парки, зеленые зоны), пешеходные улицы и пешеходные зоны, набережные, комплексные проекты благоустройства, общественные зоны круглогодичного использования. Вариантов их улучшения, как правило, два: реорганизация существующих объектов или создание новых. Создание многофункциональных общественных зон практикуется пока только в крупных российских городах (например, проект «Новая Голландия» в Петербурге, «Квартал 130» в Иркутске, «Рыбная деревня» в Калининграде). А вот реорганизации существующих публичных мест, так или иначе, подвергается практически любой город и не только в России. Преобразить их можно с помощью новых туристических достопримечательностей, которые зачастую становятся визитной карточкой города и притягивают все большее число туристов, как пример - наземный парк HighLine в Нью-Йорке, небоскреб Шард в Лондоне, Аудиторио-де-Тенерифе в Санта-Крус-де-Тенерифе (Испания).

Особую актуальность в преддверии лета получает развитие прибрежных территорий. Во всех крупнейших европейских городах, стоящих на реках, прибрежные зоны – это привлекательный культурно-развлекательный объект. В российских городах при наличии больших возможностей для обустройства прибрежных зон территории набережных нередко пустуют.

В Москве доступно для пешеходных и веломаршрутов только 7% прибрежной полосы рек, в Санкт-Петербурге обустроены менее половины прибрежных зон при том, что 38% находятся под охраной государства, тогда как в Лондоне — 76% берегов Темзы приспособлены для прогулок и отдыха.

Однако новые проекты стараются учитывать положительный зарубежный опыт. Например, развитая социальная инфраструктура «Лахты» в Приморском районе Санкт-Петербурга сочетает обширные зеленые зоны, современные экологичные офисы и пешеходные зоны. В планах - строительство пешеходного крытого моста, который свяжет «Лахта центр» с Парком 300-летия Санкт-Петербурга и благоустроенной набережной. Также разрабатывается проект, по которому набережную оборудуют в виде открытого амфитеатра, использовав имеющийся на участке перепад высоты при спуске к берегу. Его оформят в виде ступеней, которые можно будет использовать и как сиденья. По мнению заместителя главы администрации Приморского района Санкт-Петербурга Германа Згибая, этот проект является серьезной доминантой для развития Приморского района. Большое количество рабочих мест, развитая инфраструктура на прилегающих территориях (как транспортная, так и социальная) может стать серьезным стимулом в развитии спальных районов.

Одна из проблем при проектировании прибрежных зон — высокие набережные, которые, по мнению ведущих специалистов по урбанистике, являются пережитком прошлого. По мнению партнера КБ «Стрелка Алексея Муратова, одна из задач новой архитектуры как минимум понизить их уровень, просто приблизить людей к воде.

Самым распространенным видом благоустройства общественного пространства в российских городах по-прежнему остаются пешеходные улицы.

Однако, по мнению профессора, декана Высшей школы урбанистки ВШЭ Александра Высоковского, существенных сдвигов в реструктуризации, пешеходных зон, площадей у метро или каких-либо значимых посещаемых мест в последнее время не произошло. «Изменились некоторые улицы в связи с организацией парковок. Хотя, на мой взгляд, решение с парковками еще стоит проработать. Мне кажется, не стоит делать столько пешеходных улиц и сокращать количество элементов для транспортного движения, поскольку для нас это является серьезной проблемой. И конечно, нужно развивать паркинги в центре города. Все это позволит и улучшить места публичного скопления людей», — рассказывает профессор.

Среди московских проектов, действительно заслуживающих внимания, Александр Высоковский отмечает проекты по реорганизации площадей: Триумфальной, Театральной и площади Революции.

В середине апреля этого года российское артбюро Buromoscow стало победителем в конкурсе на разработку архитектурной концепции для Триумфальной площади. Новый проект предполагает разделение пространства у метро «Маяковская» на две части: собственно площадь и сиреневый сад на том месте, где когда-то стояло первое здание театра «Современник». В свою очередь архитектурное бюро Wowhaus до середины июля должно закончить подготовку плана реконструкции двух других площадей. По проекту предполагается, что между площадью Революции и Большим театром появится наземный переход со светофором, что позволит восстановить «визуальную и пешеходную целостность». Сама площадь Революции должна стать пешеходной зоной, вымощенной гранитом, а на месте грузового двора гостиницы «Метрополь» должна появиться зеленая зона с летними кафе и музеем московских фонарей.

По мнению Высоковского, нужно развивать все виды общественного пространства, не делая ставку на конкретный из них, ведь люди находятся везде. Но сейчас уличные публичные пространства, связанные с нашей повседневной жизнью, с метро, по мнению профессора, являются наиболее проблемными, поскольку им уделяется меньшее внимание. Возможно, в ближайшее время этот вопрос станет предметом серьезной работы.

Алексей Муратов видит в этой сфере две проблемы: недостаток финансирования и должного внимания.

Совершенно очевидно, что организацию общественных пространств может позволить себе богатый город.

«Лондон даст фору по благоустройству многим городам в мире просто потому, что у него большой бюджет, который абсолютно осознанно расходуется, в том числе и на комфортную среду, а это в свою очередь повышает стоимость недвижимости и т.д. В России главная проблема заключается в том, что у местных властей много других забот, и руки не всегда доходят до каких-то устроительных инициатив», — считает эксперт.